Одесса – Броды

одесса – броды

В последнее время в прессе, особенно столичной, появился ряд статей, посвященных теме строительства нефтепровода Одесса - Броды и нефтетерминала Южный . И не удивительно, ведь завершен важный этап в сооружении 670-километровой нефтемагистрали - осуществлена 100-процентная комплектация строительства трубами отечественного производства, что будет означать его завершение в июле текущего года. Как раз накануне 10-й годовщины Дня независимости Украинского государства. Противникам нефтепровода и нефтетерминала, несмотря на все их усилия, в очередной раз не удалось ни остановить, ни даже затормозить возведение этого стратегически важного для Украины комплекса. И, по моему мнению, именно срыв их планов и намерений вызывал такую нескрываемую обеспокоенность и раздражение. Написанные, видимо, с расчетом на неосведомленность читателей, с целью формирования негативного общественного мнения, большинство этих статей непрофессиональны, приведенные их авторами факты и выводы не соответствуют действительности и, естественно, я не буду дискутировать с никому не известными авторами и еще менее известными так называемыми экспертами этих абсолютно бестолковых публикаций, пишущими свои опусы явно по требованию заказчиков. Проект строительства нефтяного терминала у Одессы и нефтепровода, который соединил бы этот терминал с уже существующей в стране системой нефтепроводов, появился в самом начале существования Украины как суверенного государства. Этот проект создан в ответ на почти 100-процентную зависимость Украины от поставок нефти из России. То, что подобная ситуация ненормальна, недопустима и не соответствует стандартам национальной безопасности, представляет угрозу для существования страны, - очевидно было как тогда, так и теперь. Поэтому проблема диверсификации источников снабжения энергоносителями, в частности нефтью, требовала (и требует!) неотложного разрешения. Примеры развития других больших и малых государств также свидетельствуют об оправданности именно такого подхода к разрешению проблемы. Польша еще в 80-е годы быстрыми темпами построила нефтяной терминал в Гданьске, решив таким образом для себя проблему диверсификации нефтепоставок. И хотя он используется далеко не на полную мощность (даже для экспорта российской нефти на Балтийское море в том числе), этот терминал сыграл стабилизирующую роль в экономике и в политическом положении Польши. В период развала СССР Чешская Республика, даже не имея непосредственного выхода к морю, срочно построила государственный нефтепровод MERO, соединивший немецкий город Ингольштадт с чешским нефтеперерабатывающим комбинатом в городе Литвинов. Благодаря этому она получила выход на средиземноморский рынок нефти через систему нефтепровода Триест - Ингольштадт. Это позволяет Чехии закупать нефть в регионе Персидского залива, а также экспортируемую из Казахстана и Азербайджана через пролив Босфор из Черного моря. Таким образом и Чехия разрешила проблему диверсификации источников нефтепоставок. И маленький Сингапур, абсолютно не имея нефти, построил нефтеперерабатывающий завод, нефтепровод и нефтяной терминал, которые вообще стали одной из ведущих отраслей экономики этого государства. Нет нужды приводить примеры функционирования экономик таких стран, как Япония, Германия, Италия, Франция, Испания, США и др. Для специалистов это просто общеизвестные вещи. Так вот, в первую очередь этот комплекс - терминал-нефтепровод - задуман и строится для Украины, для обеспечения ее собственных потребностей в нефти. Именно потому он является стратегическим, жизненно важным комплексом для молодого Украинского государства. В то же время, учитывая уникальное географическое положение Украины на пересечении путей между Азией и Европой, нефтетерминал Южный и нефтепровод Одесса - Броды можно использовать для транзита нефти из богатого черным золотом региона Каспийского моря в страны Центральной и Западной Европы. При этом даже поставив на службу существующие нефтегавани на юге и севере Европы (Омишаль и Гданьск соответственно), этим же путем можно транспортировать нефть в США. Таким образом, значение Украины как транзитного государства значительно возросло и принесло бы, кроме экономической выгоды, и немалые политические дивиденды. Тем не менее изначально такая постановка вопроса вызывала в среде людей, враждебных самому существованию Украинского независимого государства, скрытое сопротивление и равнодушие, а затем откровенные действия, направленные на срыв строительства нефтепровода Одесса - Броды и нефтяного терминала Южный , или, как их называют специалисты, - украинской части Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Вспомним хотя бы споры накануне и в начале строительства терминала Южный , а со временем и нефтепровода Одесса - Броды. Определенными высокими должностными лицами распространялось мнение, что это зарытые в землю деньги ; сейчас распространяется мнение, что этот проект - сухая труба и строительство ради строительства , и т.п. Как минимум удивляет, что это делается теперь, когда последний этап строительства нефтепровода практически завершается (проложено более 95% нефтепровода), а работы на терминале с марта 2000 года (т.е. со времени определения правительством Украины государственного акционерного общества Магистральные нефтепроводы Дружба генеральным заказчиком строительства) ведутся чрезвычайно высокими темпами: за год сделано несравнимо больше, чем за все предыдущие шесть лет, и общая готовность терминала сегодня составляет почти 60%. Есть все основания полагать, что строительство терминала завершится в конце 2001 года. Следует также особо отметить, что на строительство магистрали Одесса - Броды из государственного бюджета не израсходовано ни копейки. На правительственном уровне существуют договоренности между Украиной и Польшей о продолжении магистрали Одесса - Броды до польского города Плоцк, где расположен крупнейший нефтеперерабатывающий завод Польши. С учетом этого были проведены переговоры между субъектами хозяйствования польской и украинской сторон по практической реализации проекта. Уже подписан трехсторонний контракт на разработку технико-экономического обоснования строительства нефтепровода Броды - Плоцк между компаниями-заказчиками: с украинской стороны - ГАО Магистральные нефтепроводы Дружба , с польской - предприятие эксплуатации нефтепроводов (ПЕРН) Пшиязнь и английской компанией-исполнителем ТЕО. Недавно подписан меморандум между словацкой, чешской и украинской сторонами о пользовании украинским участком Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Устанавливаются контакты с компаниями, в частности казахскими, - владельцами каспийской нефти. Получены два предложения о перевозке нефти танкерами по маршрутам Новороссийск-Одесса и Новороссийск-Супса от известных английских фирм, не один год занимающихся нефтяными перевозками. Учитывая все это, хочу спросить: какой будет оценка Украины как государства и партнера, да и вообще, кто захочет иметь с нами деловые контакты, если наша политика в этом аспекте является непрогнозируемой и колеблется от одной крайности к другой? Теперь проанализируем положение дел на уже сформировавшемся и продолжающем развиваться черноморском рынке нефти. Сегодня в регионе Черного моря рынок российской, казахской, азербайджанской нефти, а также нефти других владельцев, в том числе и крупных европейских и американских фирм, суммарно ежегодно составляет около 65 миллионов тонн, в том числе по нефтегаваням (в млн. тонн): Новороссийск - 42, Одесса - 10, Туапсе - 6, Супса - 5, Феодосия - 2. И вся эта нефть, принадлежащая различным владельцам из региона Черного моря к западно - и центральноевропейским потребителям сегодня транспортируется единственным природой созданным путем - по проливу Босфор. Иных путей сегодня не существует! Все разговоры о других путях - турецком (Баку - Джейхан), румынском (Констанца - Триест), болгарско-греческом (Бургас - Александропулис), болгарско-албанском (Бургас - Виера) - являются пока только голубой мечтой, не больше. К тому же через пролив Босфор по встречному маршруту из Средиземного моря ежегодно транспортируется до 10 млн. тонн нефти, закупленной для своих потребностей Румынией и Болгарией. По материалам западных специалистов, максимально допустимая пропускная способность пролива Босфор, устраивающая турецкое правительство, составляет около 70 млн. тонн, т.е. в настоящее время она уже является критической. И уже сегодня, чтобы пройти через эти ворота, нефтяные танкеры простаивают в очереди на рейде до двух недель. Если вскоре к тому же на черноморский рынок нефти придет дополнительно 33-35 млн. тонн земляного масла в год из нефтепроводов Тензгиз - Новороссийск и Баку - Супса, что в сумме с существующими нефтепотоками составит около 100 млн. тонн нефти в год, то рассчитывать на существующий природный нефтяной коридор через пролив Босфор как минимум безрассудно, бесперспективно и довольно рискованно. И здесь только Украина предлагает свой реальный нефтяной транспортный коридор в Европу, а именно нефтепровод Одесса - Броды с пропускной способностью до 40 млн. тонн нефти в год и нефтяной терминал Южный . Их строительство завершится к концу 2001 года, и это частично разгрузит пролив Босфор. Если же в перспективе (возможно) и появятся на нефтяной карте мира другие коридоры, то они смогут составить здоровую конкуренцию в нефтяном мировом бизнесе, что пойдет только на пользу странам-потребителям сырой нефти, в том числе и Украине. А по поводу опасений, что нефть в Украину по нефтепроводу Одесса - Броды не пойдет и труба будет сухой , то здесь прежде всего следует уточнить: бесплатно или за деньги? Если уважаемые оппоненты считают, что нефть в Украину должна течь рекой даром, то со стопроцентной уверенностью утверждаю, что они правы: при таких условиях нефть в Украину не пойдет никогда и ни за что. А если ее купить, то разве на поставки нефти в Украину существует эмбарго? Вывод напрашивается сам собой. Относительно же транзита нефти, то все будет решать экономика этого маршрута. Расчеты и знание ситуации на мировом рынке топлива и тенденций его развития позволяют утверждать, что украинский вариант транспортировки нефти в Украину и Европу будет вне конкуренции. Никаких конкретных шагов в развертывании строительства других нефтяных коридоров ни одна из стран не сделала, ограничиваясь только теоретическими заявлениями, конференциями, презентациями и т.п. Тем не менее несколько слов хочу сказать о наиболее вероятном маршруте. Это нефтепровод Баку - Джейхан, так называемый основной экспортный трубопровод (ОЭТ), как его именуют в кругу специалистов. По моему мнению, этот нефтепровод не будет построен никогда. И главной причиной является отсутствие достаточных ресурсов нефти в пределах 40-60 млн. тонн в год. Есть и другие, хотя и второстепенные, но важные причины: высокая стоимость строительства (по некоторым оценкам 4-6 млрд. долл.), высокосейсмическая зона прохождения маршрута, с чем связан серьезный экологический риск для трубопроводов такого диаметра, а также прохождение по территории, нестабильной в политическом отношении. Высокая стоимость транспортировки нефти по этому маршруту обусловленная немалой стоимостью строительства, делает его неконкурентоспособным, а отсутствие достаточных ресурсов нефти - просто нежизнеспособным. Особого внимания заслуживает и тезис о том, что для достройки, эксплуатации и управления нефтепровода Одесса-Броды и нефтяного терминала Южный крайне необходимо создать (указом Президента или постановлением Кабмина Украины) международный консорциум, как говорится, поставщиков каспийской нефти в Европу . Сама постановка вопроса в предложенном виде кажется по крайней мере юридически неграмотной. Каким образом указом украинского Президента или постановлением украинского правительства можно загнать в международный консорциум такие западные нефтяные компании, как, например, Шеврон , Бритиш Петролеум , Аджип или других, вопреки их желанию? Создание любых организационных структур (а тем более на международном уровне) является исключительно делом самих субъектов хозяйствования. И станет это возможным только в том случае, если у них будут какие-либо общие интересы - финансовые, технические, научные и т.п. Одним из возможных вариантов такого сотрудничества (в частности, с владельцами-продавцами каспийской нефти), от которого не следует отказываться, может быть заполнение нефтепровода технологической нефтью на взаимовыгодных для обеих сторон условиях. На мой взгляд, стратегически важный для государства комплекс - нефтепровод Одесса-Броды и нефтяной терминал Южный - безусловно должен быть полностью украинской собственностью. Отдельно остановлюсь на принципах создания так называемого международного консорциума, предлагаемых некоторыми, так сказать, заинтересованными лицами. Практически завершая строительство нефтепровода Одесса - Броды и имея безусловную возможность достроить терминал Южный собственными силами, Украина (по их расчетам) в будущем консорциуме должна получить долю в 25-30% (а в соответствии с некоторыми заявлениями - даже до 10%). То есть Украине как государству отводится роль всего лишь наблюдателя. Это вообще уже напоминает предательство национальных интересов государства. Какими принципами и мотивами руководствуются желающие отдать государственное имущество в руки частных западных фирм и компаний, и поставить таким образом Украину под их экономический и политический контроль? Ко всему сказанному выше следует добавить экономический аспект, касающийся эксплуатации комплекса и управления им. Уже при загруженности в пределах 25% от номинальной пропускной способности он становится высокоэффективным объектом. И даже отбросив политическую сторону дела, только потому, что этот комплекс обеспечит Родине постоянные валютные поступления в течение всего периода его эксплуатации, повторяю - всего периода эксплуатации, - не следует делить эти дивиденды с подставными оффшорными фирмами и компаниями, созданными с единственной целью: перекачивания валюты за границу. Хочется верить и надеяться, что Президент Украины как гарант Конституции не допустит этого, и стратегический для Украины комплекс нефтепровод Одесса - Броды и терминал Южный будет работать, принося пользу Украине и украинскому народу.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Плунжерный лифт

News image

Среди методов механизированной добычи реже всех используется плунжерный лифт. Он применяется менее чем в одном проценте всех скважин с механизирован...

Горизонтальное бурение

News image

Добыча нефти и газа по наклонным и/или горизонтальным скважинам производится с 1940-х годов. Однако до 1979 г. бурилось очень немного таких скважин...

Расстояние

News image

Обычно скважины располагают в соответствии с каким-либо определенным геометрическим рисунком. Во многих случаях расположение скважин внутри участка...

Многозабойное заканчивание скважины

News image

Многозабойное заканчивание — широкое понятие, относящееся к целому ряду технологий заканчивания скважин. В целом оно применимо к скважинам, пробуре...

Схема расположения скважин

News image

Обычно скважины располагают в соответствии с какой-либо геометрической конфигурацией. Расстановка граничных скважин часто определяет расположение в...

Опробование скважин

News image

Для планирования действий по максимальному увеличению экономического эффекта от добычи все нефтяные и газовые скважины подлежат опробованию через од...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ПОД ДАВЛЕНИЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ?

ИНТЕРЕСНО, что большинство экспертов скептически оценивают потенциальные возможности газовой ОПЕК , если таковая дейс...

News image

Нефтедоллары не для бедных

Выигрыш обычных людей от дорогой нефти невелик и сводится в основном к наличию некоторого минимального порогового благ...

News image

Стоит в сторонке

Похоже, только ЛУКОЙЛу удалось получить некие гарантии неприкосновенности и сохранения частной собственности - по ...

История нефтедобычи:

News image

Нефть привлекает личности

Надо отметить, что во второй половине ХIХ столетия в России постепенно складывались несколько нефтяных империй. Одна и...

News image

История нефтедобычи на Борнео

В 1928 году компания Shell открыла на северо-западном побережье острова в султанате Бруней, недавно ставшем независимы...

News image

Делиться надо!

ЮКОС пошел по Standard-ному пути 15 мая 1911 года председатель верховного суда США Эдвард Уайт огласил окончательное...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Война и мирная пауза: 1995-1999 годы

Нет свидетельств, указывающих на то, что причиной ввода войск могла стать чеченская нефть. А вот сама Чечня могла имет...

News image

Операция Скважина

Вечерело. Боевая спецгруппа, составленная из сотрудников временного отдела внутренних дел Октябрьского РОВД Грозного, ...

News image

Бензиновый сговор

Впервые доказан в суде ценовой сговор торговцев Однако чтобы установить его, потребовался целый год кропотливой работ...

Нефтебизнес и экология:

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

News image

Эпоха варваров

Сначала, как правило, никто не знает о произошедшей катастрофе, пока ее не заметят со случайных проходящих судов сторо...

Курсы валют