Экология транспортировки нефти
Чаще всего проблема транспортировки нефти обсуждается в связи с очередным сообщением об аварии танкера. Причина в том, что в результате такого рода аварий на водной поверхности образуются нефтяные пятна огромной площади, ликвидировать которые чрезвычайно сложно. Одного литра нефти достаточно, чтобы образовалось пятно площадью почти в гектар. Прочная тонкая пленка затрудняет поступление в воду кислорода, необходимого морским животным, а среде их обитания наносится серьезный вред. Нефть и мазут, достигая побережья, убивают морских птиц, которые, испачкавшись в липкой жидкости, не могут подняться в небо.
Чтобы снизить вероятность кораблекрушений, прежде всего, необходимо обновить существующий танкерный флот, добившись эксплуатации судов исключительно с двойным корпусом. Прогремевшая на весь мир авария танкера Exxon Valdez у берегов Аляски привела к принятию в США федерального закона, предусматривающего такое требование для крупных танкеров, входящих в территориальные воды страны. А после разлива мазута при крушении танкера Erica в 1999 году у берегов Франции Международная морская организация начала постепенно выводить из эксплуатации все однокорпусные суда. Эти меры уже привели к положительным результатам.
Однако по данным американских исследователей, всего 2% нефти, попадающей в морскую воду, приходится на долю терпящих аварию танкеров и барж и по 1% выливается из протекающих трубопроводов и при бурении скважин. 63% попадает в воду, просачиваясь со дна естественным образом. Однако каждая авария вызывает моментальное изменение окружающей среды, приводя тем самым к особо тяжелым последствиям.
Еще недавно нефть, которая оставалась на стенках корабельных резервуаров, смывалась водой прямо за борт. А ведь после разгрузки крупного танкера в нем могло остаться до 500 тонн «черного золота». Совершенствуются технологии и налаживается производство антикоррозийного покрытия трубопроводов. Осваивается применение гибких трубопроводов из армированного пластика с неограниченным сроком эксплуатации.
Наиболее прогрессивные компании налаживают системы мониторинга состояния трубопроводов. Для этого применяются самые разные технологии и стратегии – от обхода территорий людьми до контроля объектов со спутников. Сегодня широкое распространение получила система отслеживания основных характеристик гидродинамических процессов (давления, температуры и поведения потоков транспортируемой жидкости). Полученные данные сравнивают с эталонными параметрами, что позволяет выявить возможные аномалии, связанные с протечкой.
При очистке загрязненных почв и вод иногда используют метод контролируемого сжигания нефти и нефтепродуктов. Однако этот способ можно применить только при отсутствии сильного ветра. Кроме того, он приводит к загрязнению воздуха – и это самый веский аргумент против его использования. Более современный метод – использование разного рода промывочных жидкостей и веществ, впитывающих нефть. Эффективным способом является использование биотехнологий: специальные микроорганизмы окисляют нефтепродукты, в результате чего они расщепляются и становятся безвредными.
Интересные факты
При крупных авариях танкеров около 40% тяжелых компонентов уходит на дно, 40% распределяется в толще воды, небольшая часть летучих компонентов нефти испаряется с поверхности воды и только 20% растекается по поверхности. Оригинальный способ очистки вод от нефти предложили шведские и английские ученые. Они решили использовать старые газеты, куски обертки и прочие бумажные обрезки, нарезанные на тонкие полосы длинной 3 мм. Брошенные в воду кусочки бумаги способны впитать количество нефти, вес которой в 28 раз превышает их собственный. Работая над проектом трубопроводов Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, компания «Роснефть» учла даже такие аспекты, как миграция оленей и прочих диких животных. В местах пересечения трубопровода с путями миграции трубу поднимут над землей.
Читайте: |
---|
Оборудование и методы добычи нефти:
Качалки![]() Качалки (балансирные насосные установки) передают усилие на верхнюю часть системы штанг в виде возвратно-поступательного движения. Длина рабочего хо... |
Заканчивание с отсеканием песка![]() Если скважина расположена в неуплотненном (рыхлом) песчанике, заканчивание значительно усложняется по сравнению с описанными выше вариантами. Вынос... |
Схема расположения скважин![]() Обычно скважины располагают в соответствии с какой-либо геометрической конфигурацией. Расстановка граничных скважин часто определяет расположение в... |
Глубинные насосы![]() В штанговых насосных установках применяются два основных типа глубинных насосов (рис. 10.14). Насосы первого типа называются трубными, потому что ци... |
Газлифт![]() В скважинах, где давление в коллекторе или давление растворенного газа слишком мало, чтобы создавать фонтанирование, поток жидкости может поддержива... |
Независимые производители![]() В общем случае неинтегрированные нефтяные компании, занятые ранними или поздними стадиями технологической цепочки, называют независимыми. Эта катего... |
Нефтедобыча:
Новости компаний:
Авторизация
Нефтеные проекты:
![]() Реабилитация Самотлора |
![]() Проект Timan Pechora Company (TPC) |
![]() Проект Сахалин-3 |
![]() Голубой поток |
![]() Этническая история Приобского месторождения |
![]() Приразломное месторождение |
Разделы компаний:
Нефтебизнес сегодня:
![]() МОСКВИЧАМ НЕ ПОВЕЗЛООТМЕТИМ, что в смысле происхождения топлива больше всех повезло жителям Санкт-Петербурга и, как ни странно, мурманчана... |
![]() ОПЕК УЖЕ НЕ ТА?ЕЩЕ ТРИ-ЧЕТЫРЕ года назад активно обсуждалось бессилие ОПЕК . Наиболее радикально настроенные аналитики даже заявляли... |
![]() Битва за будущееОчевидно, что поднимать сложную, но очень перспективную арктическую целину, а также привлекать к проектам инвесторов и... |