Экология транспортировки нефти
Чаще всего проблема транспортировки нефти обсуждается в связи с очередным сообщением об аварии танкера. Причина в том, что в результате такого рода аварий на водной поверхности образуются нефтяные пятна огромной площади, ликвидировать которые чрезвычайно сложно. Одного литра нефти достаточно, чтобы образовалось пятно площадью почти в гектар. Прочная тонкая пленка затрудняет поступление в воду кислорода, необходимого морским животным, а среде их обитания наносится серьезный вред. Нефть и мазут, достигая побережья, убивают морских птиц, которые, испачкавшись в липкой жидкости, не могут подняться в небо.
Чтобы снизить вероятность кораблекрушений, прежде всего, необходимо обновить существующий танкерный флот, добившись эксплуатации судов исключительно с двойным корпусом. Прогремевшая на весь мир авария танкера Exxon Valdez у берегов Аляски привела к принятию в США федерального закона, предусматривающего такое требование для крупных танкеров, входящих в территориальные воды страны. А после разлива мазута при крушении танкера Erica в 1999 году у берегов Франции Международная морская организация начала постепенно выводить из эксплуатации все однокорпусные суда. Эти меры уже привели к положительным результатам.
Однако по данным американских исследователей, всего 2% нефти, попадающей в морскую воду, приходится на долю терпящих аварию танкеров и барж и по 1% выливается из протекающих трубопроводов и при бурении скважин. 63% попадает в воду, просачиваясь со дна естественным образом. Однако каждая авария вызывает моментальное изменение окружающей среды, приводя тем самым к особо тяжелым последствиям.
Еще недавно нефть, которая оставалась на стенках корабельных резервуаров, смывалась водой прямо за борт. А ведь после разгрузки крупного танкера в нем могло остаться до 500 тонн «черного золота». Совершенствуются технологии и налаживается производство антикоррозийного покрытия трубопроводов. Осваивается применение гибких трубопроводов из армированного пластика с неограниченным сроком эксплуатации.
Наиболее прогрессивные компании налаживают системы мониторинга состояния трубопроводов. Для этого применяются самые разные технологии и стратегии – от обхода территорий людьми до контроля объектов со спутников. Сегодня широкое распространение получила система отслеживания основных характеристик гидродинамических процессов (давления, температуры и поведения потоков транспортируемой жидкости). Полученные данные сравнивают с эталонными параметрами, что позволяет выявить возможные аномалии, связанные с протечкой.
При очистке загрязненных почв и вод иногда используют метод контролируемого сжигания нефти и нефтепродуктов. Однако этот способ можно применить только при отсутствии сильного ветра. Кроме того, он приводит к загрязнению воздуха – и это самый веский аргумент против его использования. Более современный метод – использование разного рода промывочных жидкостей и веществ, впитывающих нефть. Эффективным способом является использование биотехнологий: специальные микроорганизмы окисляют нефтепродукты, в результате чего они расщепляются и становятся безвредными.
Интересные факты
При крупных авариях танкеров около 40% тяжелых компонентов уходит на дно, 40% распределяется в толще воды, небольшая часть летучих компонентов нефти испаряется с поверхности воды и только 20% растекается по поверхности. Оригинальный способ очистки вод от нефти предложили шведские и английские ученые. Они решили использовать старые газеты, куски обертки и прочие бумажные обрезки, нарезанные на тонкие полосы длинной 3 мм. Брошенные в воду кусочки бумаги способны впитать количество нефти, вес которой в 28 раз превышает их собственный. Работая над проектом трубопроводов Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, компания «Роснефть» учла даже такие аспекты, как миграция оленей и прочих диких животных. В местах пересечения трубопровода с путями миграции трубу поднимут над землей.
Читайте: |
---|
Оборудование и методы добычи нефти:
Заканчивание с отсеканием воды и газаВ целом нефтепереработчики стремятся получить как можно меньше других продуктов одновременно с нефтью. Вода до продажи должна быть отделена от сыро... |
Функции отдела по освоению участкаПри разделении труда в нефтедобывающей промышленности операции с неразработанными участками, где еще не были пробурены скважины, выполняет отдел по ... |
Принцип действияГлубинный насос в простейшем виде состоит из поршня, движущегося вверх-вниз по хорошо подогнанному цилиндру. Поршень снабжен обратным клапаном, кото... |
Другие возвратно-поступательные насосыКачалки используются более чем на 99% всех скважин, оборудованных штанговыми насосами, тем не менее существует ряд других установок для штанговых на... |
Достоинства и недостаткиКак метод механизированной добычи нефти, газлифт обладает многими достоинствами в тех случаях, когда он применим. Метод относительно прост в работе,... |
Заканчивание с отсеканием пескаЕсли скважина расположена в неуплотненном (рыхлом) песчанике, заканчивание значительно усложняется по сравнению с описанными выше вариантами. Вынос... |
Нефтедобыча:
Новости компаний:
Авторизация
Нефтеные проекты:
Якутский проект |
Проект Сахалин-1 |
Казахстанско-китайский нефтепровод |
Приобское месторождение |
Проект Сахалин-3 |
Ковыктинское месторождение |
Разделы компаний:
Нефтебизнес сегодня:
Время второго эшелонаВ дальнейшем можно заняться более мелкими участниками рынка - тем более что первые шаги к получению их нефтяного хозяй... |
Стоит в сторонкеПохоже, только ЛУКОЙЛу удалось получить некие гарантии неприкосновенности и сохранения частной собственности - по ... |
Это - твое, это - моеНа этом этапе Роснефть должна договориться с Газпромом о разделе сфер влияния. Если этого не произойдет, оставшиес... |