Транспортные узлы

транспортные узлы

И у России, и у Казахстана есть схожая проблема: существующие транспортные мощности не могут обеспечить растущую добычу и экспорт. У Транснефти сейчас есть профицит только на южном направлении. Расширение мощностей планируется в направлении КНР (строительство ВСТО) и Европы (расширение Балтийской трубопроводной системы на 50 млн. тонн в год). Кроме того, РФ, Греция и Болгария планируют построить нефтепровод Бургас-Александруполис, что позволит обойти перегруженные Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря и контролируемые Турцией. Казахстан же экспортирует львиную долю нефти по российской территории. Как сообщили Профилю в Транснефти , в 2005 году было транспортировано 18,9 млн. тонн казахстанской нефти в направлении портов Приморск и Новороссийск. В 2006-м снижения объемов транспортировки не ожидается. Еще 24,261 млн. тонн было отправлено на экспорт по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющего нефтяные месторождения западного Казахстана с терминалом в Новороссийске. Всего КТК отгрузил 31,1 млн. тонн нефти, из них, как сообщили Профилю в компании, 6,86 млн. тонн - российской нефти. Казахстан будет наращивать добычу и экспорт, однако для поставки добываемой нефти на рынок потребуется увеличение инвестиций в экспортные мощности , говорит Эндрю Кохун. И это не в пользу России. Существующие маршруты транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не позволяют прокачивать дополнительные объемы. В ближайшие годы Казахстан значительно нарастит производство нефти, - цитирует представителя Госдепа США Интерфакс . - Сейчас 100% экспортируемого республикой газа и 90% нефти идет через Россию, что само по себе неплохо. Но почему бы Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки углеводородов? Что же предлагают США? Точнее, что рассматривает правительство Казахстана? На повестке дня в общем-то один транспортный коридор - Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция. Нефть Казахстана должна танкерами перевозиться в Баку, откуда по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) поставляться в Турцию и танкерами перевозиться до конечных потребителей. Таким образом предполагается, в частности, транспортировать нефть с месторождений Тенгиз и Кашаган. 24 января 2007 года был подписан меморандум о создании Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (КТС) между КазМунайГазом и участниками проектов Тенгиз и Кашаган (Chevron, Exхon Mobil, Eni, Shell, Total и др.). Он предполагает строительство нефтепровода Ескене-Курык, который соединит Кашаган с каспийским портом Курык. Ориентировочная стоимость проекта $3 млрд. Мощность КТС составит 25-38 млн. тонн в год. КТС должна вступить в строй к 2011 году. Если этот проект реализуется, то Казахстану и иностранным компаниям не надо будет ждать решения о расширении мощностей КТК до 67 млн. тонн и окажется не нужен Бургас-Александруполис. Стоит также отметить, что КазТрансОйл стал в минувшем году соучредителем казахстанско-грузинского СП Батуми Терминалс . В Батуми будет поставляться нефть танкерами через Каспий до Баку и далее по железной дороге. По тому же коридору проложен и газопровод Баку-Эрзурум, который, как и БТД, пока не заполнен (у Азербайджана своих нефти и газа не хватает). Есть планы продлить его до Казахстана (и, может быть, до Туркменистана), увеличить мощность и создать еще одну, теперь уже газовую, альтернативу России. Украинское направление с нефтепроводом Одесса-Броды еще только обсуждается. У Казахстана на него может просто не хватить нефти. Пока. Другое направление, через Иран, Пакистан или Афганистан, могло быть теоретически очень выгодным, но против него категорически возражают США по понятным политическим соображениям. Многие эксперты скептически относятся к этим планам Казахстана. Но вспомним, БТД тоже был построен вопреки отсутствию нефти. Сейчас нефти у Казахстана на новые проекты не хватает, но она должна появиться через 5-10 лет. К тому же надо учесть тот факт, что главные игроки в казахстанской нефтянке - иностранные компании. Им проще договориться с дружественными Западу режимами, чем с Кремлем. Опыт КТК, Сахалина-2 и других проектов толкает их к этому. Впрочем, текущий и даже, может быть, больший объем транспортировки казахстанской нефти через Россию сохранится. Но вот новых больших объемов нам, скорее всего, не видать. И никакая президентская дружба не поможет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Глубинные насосы

News image

В штанговых насосных установках применяются два основных типа глубинных насосов (рис. 10.14). Насосы первого типа называются трубными, потому что ци...

Методы обработки

News image

• нагревание газового потока, чтобы температура не опускалась до уровня, при котором образуются газогидраты; • добавка в газовый поток антифриза, н...

Плунжерный лифт

News image

Среди методов механизированной добычи реже всех используется плунжерный лифт. Он применяется менее чем в одном проценте всех скважин с механизирован...

Скважинный узел

News image

В типовом монтаже электрического погружного насоса внутрискважинное оборудование состоит из электромотора, многоступенчатого центробежного насоса и...

Независимые производители

News image

В общем случае неинтегрированные нефтяные компании, занятые ранними или поздними стадиями технологической цепочки, называют независимыми. Эта катего...

Роторное бурение

News image

Роторное бурение значительно отличается от канатного. При роторном бурении буровое долото, используемое для разбивки пласта, прикрепляется к стальн...

Нефтебизнес сегодня:

News image

Красная цена

По состоянию на 19 января были получены предварительные результаты оценки по 180 компаниям, подготовлены проекты отчет...

News image

Черная напасть

Миф о сверхдоходах российских нефтяников из-за высоких цен на нефть, похоже, разбивается о суровую необходимость финан...

News image

Время второго эшелона

В дальнейшем можно заняться более мелкими участниками рынка - тем более что первые шаги к получению их нефтяного хозяй...

История нефтедобычи:

News image

Первые открытия месторождений в пределах провинции Фаха-де-Оро

В 1906 году британская компания Pearson начала бурить первую скважину на северной окраине нынешней нефтеносной провинц...

News image

Азы нефтерынка по Нобелю

исторических наук, Институт российской истории РАН Вклад братьев Нобель в развитие российской нефтяной отрасли настоль...

News image

Треска, доска и тоска: нефтегазовая

20 апреля 1931 г. Президиум ВСНХ СССР принял постановление о создании в Северном крае топливной базы и организации Сев...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Бизнесмен не дал себя убить

В Москве совершено покушение на руководителя компании СГ-Транс

News image

Как воровали нефть

После Хасавюртовских соглашений планировалось, что основным источником доходов для Чечни станет продажа нефти и продук...

News image

Смертельное совпадение

Прокурор Ханты-Мансийска связал все заказные убийства в округе с нефтью, подписав тем самым себе смертельный приговор ...

Нефтебизнес и экология:

News image

Эпоха варваров

Сначала, как правило, никто не знает о произошедшей катастрофе, пока ее не заметят со случайных проходящих судов сторо...

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

News image

На сибирских нефтепромыслах дохнут даже бактерии

Вчера голландская консалтинговая компания IWACO опубликовала доклад об экологических проблемах Западной Сибири. Экспер...

Курсы валют