Транспортные узлы

транспортные узлы

И у России, и у Казахстана есть схожая проблема: существующие транспортные мощности не могут обеспечить растущую добычу и экспорт. У Транснефти сейчас есть профицит только на южном направлении. Расширение мощностей планируется в направлении КНР (строительство ВСТО) и Европы (расширение Балтийской трубопроводной системы на 50 млн. тонн в год). Кроме того, РФ, Греция и Болгария планируют построить нефтепровод Бургас-Александруполис, что позволит обойти перегруженные Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря и контролируемые Турцией. Казахстан же экспортирует львиную долю нефти по российской территории. Как сообщили Профилю в Транснефти , в 2005 году было транспортировано 18,9 млн. тонн казахстанской нефти в направлении портов Приморск и Новороссийск. В 2006-м снижения объемов транспортировки не ожидается. Еще 24,261 млн. тонн было отправлено на экспорт по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющего нефтяные месторождения западного Казахстана с терминалом в Новороссийске. Всего КТК отгрузил 31,1 млн. тонн нефти, из них, как сообщили Профилю в компании, 6,86 млн. тонн - российской нефти. Казахстан будет наращивать добычу и экспорт, однако для поставки добываемой нефти на рынок потребуется увеличение инвестиций в экспортные мощности , говорит Эндрю Кохун. И это не в пользу России. Существующие маршруты транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не позволяют прокачивать дополнительные объемы. В ближайшие годы Казахстан значительно нарастит производство нефти, - цитирует представителя Госдепа США Интерфакс . - Сейчас 100% экспортируемого республикой газа и 90% нефти идет через Россию, что само по себе неплохо. Но почему бы Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки углеводородов? Что же предлагают США? Точнее, что рассматривает правительство Казахстана? На повестке дня в общем-то один транспортный коридор - Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция. Нефть Казахстана должна танкерами перевозиться в Баку, откуда по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) поставляться в Турцию и танкерами перевозиться до конечных потребителей. Таким образом предполагается, в частности, транспортировать нефть с месторождений Тенгиз и Кашаган. 24 января 2007 года был подписан меморандум о создании Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (КТС) между КазМунайГазом и участниками проектов Тенгиз и Кашаган (Chevron, Exхon Mobil, Eni, Shell, Total и др.). Он предполагает строительство нефтепровода Ескене-Курык, который соединит Кашаган с каспийским портом Курык. Ориентировочная стоимость проекта $3 млрд. Мощность КТС составит 25-38 млн. тонн в год. КТС должна вступить в строй к 2011 году. Если этот проект реализуется, то Казахстану и иностранным компаниям не надо будет ждать решения о расширении мощностей КТК до 67 млн. тонн и окажется не нужен Бургас-Александруполис. Стоит также отметить, что КазТрансОйл стал в минувшем году соучредителем казахстанско-грузинского СП Батуми Терминалс . В Батуми будет поставляться нефть танкерами через Каспий до Баку и далее по железной дороге. По тому же коридору проложен и газопровод Баку-Эрзурум, который, как и БТД, пока не заполнен (у Азербайджана своих нефти и газа не хватает). Есть планы продлить его до Казахстана (и, может быть, до Туркменистана), увеличить мощность и создать еще одну, теперь уже газовую, альтернативу России. Украинское направление с нефтепроводом Одесса-Броды еще только обсуждается. У Казахстана на него может просто не хватить нефти. Пока. Другое направление, через Иран, Пакистан или Афганистан, могло быть теоретически очень выгодным, но против него категорически возражают США по понятным политическим соображениям. Многие эксперты скептически относятся к этим планам Казахстана. Но вспомним, БТД тоже был построен вопреки отсутствию нефти. Сейчас нефти у Казахстана на новые проекты не хватает, но она должна появиться через 5-10 лет. К тому же надо учесть тот факт, что главные игроки в казахстанской нефтянке - иностранные компании. Им проще договориться с дружественными Западу режимами, чем с Кремлем. Опыт КТК, Сахалина-2 и других проектов толкает их к этому. Впрочем, текущий и даже, может быть, больший объем транспортировки казахстанской нефти через Россию сохранится. Но вот новых больших объемов нам, скорее всего, не видать. И никакая президентская дружба не поможет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Скважинные исследования

News image

При скважинных исследованиях в процессе бурения (ИПБ) используются специально разработанные электронные приборы, передающие сведения о состоянии ск...

Функции отдела по освоению участка

News image

При разделении труда в нефтедобывающей промышленности операции с неразработанными участками, где еще не были пробурены скважины, выполняет отдел по ...

Добавки при кислотной обработке

News image

Физические и химические характеристики пластовых пород часто влияют на результаты интенсификации скважины с помощью химической обработки.

Достоинства и недостатки гидравлической добычи

News image

Достоинства Среди достоинств гидравлической добычи важное место занимают ее хорошая приспособляемость к ситуациям, когда происходит искривление ск...

Механизированная добыча

News image

Механизированная добыча (механизированный лифт) применяется в тех случаях, когда давление в нефтяном коллекторе снижается настолько, что уже не може...

Другие возвратно-поступательные насосы

News image

Качалки используются более чем на 99% всех скважин, оборудованных штанговыми насосами, тем не менее существует ряд других установок для штанговых на...

Нефтебизнес сегодня:

News image

Без России

ТЕОРЕТИЧЕСКИ Туркменистан может сохранить объем поставок газа в Россию и заполнить новые трубы, но практически все буд...

News image

ДЕШЕВАЯ НЕФТЬ: РАЗМЕЧТАЛИСЬ ИЛИ РАНО ЗАГАДЫВАТЬ?

ЭТО, ПОЖАЛУЙ, основной припев всех последних пяти лет, когда цены на черное золото на мировом рынке преподносили сюрпр...

News image

МОСКВИЧАМ НЕ ПОВЕЗЛО

ОТМЕТИМ, что в смысле происхождения топлива больше всех повезло жителям Санкт-Петербурга и, как ни странно, мурманчана...

История нефтедобычи:

News image

Черное золото искали еще до революции

Изыскательские работы на нефть в ХМАО проводились в районе деревни Цингалы (сегодня эт о Ханты-Мансийский район). Скуп...

News image

Треска, доска и тоска: нефтегазовая

20 апреля 1931 г. Президиум ВСНХ СССР принял постановление о создании в Северном крае топливной базы и организации Сев...

News image

Стратегия громких цифр

Первые годы освоения нефтяных и газовых месторождений совпали с радикальными изменениями в области управления экономик...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Жителям Чечни разрешат добывать черное золото

МВД создает спецподразделение для контроля за нефтяным комплексом Чечни

News image

Заказчик убийства больше года числится в отпуске

Генеральная прокуратура России завершила расследование дела об убийстве прокурора Ханты-Мансийского автономного округа...

News image

Министр Колыма

Эх, Покачу! Александр Гаврин - последний и самый неожиданный назначенец в новом правительстве Владимира Путина. Каким ...

Нефтебизнес и экология:

News image

Районы добычи черного золота поставлены на грань катастрофы

Атырауская область будет представлена в мажилисе не двумя, как было, а десятью депутатами, полушутя заявил в последний...

News image

Наш Самотлор

Мазутная река, протекает по деревне Подъячево Дмитровского района. А крыша, с которой корреспонденты обозревали масшта...

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

Курсы валют