Транспортные узлы

транспортные узлы

И у России, и у Казахстана есть схожая проблема: существующие транспортные мощности не могут обеспечить растущую добычу и экспорт. У Транснефти сейчас есть профицит только на южном направлении. Расширение мощностей планируется в направлении КНР (строительство ВСТО) и Европы (расширение Балтийской трубопроводной системы на 50 млн. тонн в год). Кроме того, РФ, Греция и Болгария планируют построить нефтепровод Бургас-Александруполис, что позволит обойти перегруженные Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря и контролируемые Турцией. Казахстан же экспортирует львиную долю нефти по российской территории. Как сообщили Профилю в Транснефти , в 2005 году было транспортировано 18,9 млн. тонн казахстанской нефти в направлении портов Приморск и Новороссийск. В 2006-м снижения объемов транспортировки не ожидается. Еще 24,261 млн. тонн было отправлено на экспорт по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющего нефтяные месторождения западного Казахстана с терминалом в Новороссийске. Всего КТК отгрузил 31,1 млн. тонн нефти, из них, как сообщили Профилю в компании, 6,86 млн. тонн - российской нефти. Казахстан будет наращивать добычу и экспорт, однако для поставки добываемой нефти на рынок потребуется увеличение инвестиций в экспортные мощности , говорит Эндрю Кохун. И это не в пользу России. Существующие маршруты транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не позволяют прокачивать дополнительные объемы. В ближайшие годы Казахстан значительно нарастит производство нефти, - цитирует представителя Госдепа США Интерфакс . - Сейчас 100% экспортируемого республикой газа и 90% нефти идет через Россию, что само по себе неплохо. Но почему бы Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки углеводородов? Что же предлагают США? Точнее, что рассматривает правительство Казахстана? На повестке дня в общем-то один транспортный коридор - Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция. Нефть Казахстана должна танкерами перевозиться в Баку, откуда по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) поставляться в Турцию и танкерами перевозиться до конечных потребителей. Таким образом предполагается, в частности, транспортировать нефть с месторождений Тенгиз и Кашаган. 24 января 2007 года был подписан меморандум о создании Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (КТС) между КазМунайГазом и участниками проектов Тенгиз и Кашаган (Chevron, Exхon Mobil, Eni, Shell, Total и др.). Он предполагает строительство нефтепровода Ескене-Курык, который соединит Кашаган с каспийским портом Курык. Ориентировочная стоимость проекта $3 млрд. Мощность КТС составит 25-38 млн. тонн в год. КТС должна вступить в строй к 2011 году. Если этот проект реализуется, то Казахстану и иностранным компаниям не надо будет ждать решения о расширении мощностей КТК до 67 млн. тонн и окажется не нужен Бургас-Александруполис. Стоит также отметить, что КазТрансОйл стал в минувшем году соучредителем казахстанско-грузинского СП Батуми Терминалс . В Батуми будет поставляться нефть танкерами через Каспий до Баку и далее по железной дороге. По тому же коридору проложен и газопровод Баку-Эрзурум, который, как и БТД, пока не заполнен (у Азербайджана своих нефти и газа не хватает). Есть планы продлить его до Казахстана (и, может быть, до Туркменистана), увеличить мощность и создать еще одну, теперь уже газовую, альтернативу России. Украинское направление с нефтепроводом Одесса-Броды еще только обсуждается. У Казахстана на него может просто не хватить нефти. Пока. Другое направление, через Иран, Пакистан или Афганистан, могло быть теоретически очень выгодным, но против него категорически возражают США по понятным политическим соображениям. Многие эксперты скептически относятся к этим планам Казахстана. Но вспомним, БТД тоже был построен вопреки отсутствию нефти. Сейчас нефти у Казахстана на новые проекты не хватает, но она должна появиться через 5-10 лет. К тому же надо учесть тот факт, что главные игроки в казахстанской нефтянке - иностранные компании. Им проще договориться с дружественными Западу режимами, чем с Кремлем. Опыт КТК, Сахалина-2 и других проектов толкает их к этому. Впрочем, текущий и даже, может быть, больший объем транспортировки казахстанской нефти через Россию сохранится. Но вот новых больших объемов нам, скорее всего, не видать. И никакая президентская дружба не поможет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Проблемы в скважине

News image

Пескообразование, повреждение пласта, отложения парафинов, эмульгирование нефти в воде и коррозия — типичные проблемы в скважине.

Кислотная обработка

News image

Впервые кислоту использовали для воздействия на пласт в 1895 г. Кислота, закачиваемая в микроскопические протоки пласта горной породы, растворяет е...

Расстояние

News image

Обычно скважины располагают в соответствии с каким-либо определенным геометрическим рисунком. Во многих случаях расположение скважин внутри участка...

Принцип действия

News image

Глубинный насос в простейшем виде состоит из поршня, движущегося вверх-вниз по хорошо подогнанному цилиндру. Поршень снабжен обратным клапаном, кото...

Главные производители

News image

Штаб-квартиры большинства ведущих компаний расположены в США, однако в последние годы в других странах стали также возникать и развиваться крупные к...

Буровые работы

News image

Предположим, что геологи и геофизики изучили карты и сейсмические разрезы и определили, где может залегать перспективный пласт.

Нефтебизнес сегодня:

News image

Они свое получат

Удобнее всех в преддверии аукционов устроилась Роснефть . Компании можно только позавидовать: она является и вторым п...

News image

Претенденты на остатки

Создать конкуренцию на аукционах, в принципе, не составило бы труда. На любой из добывающих, нефтеперерабатывающих и с...

News image

ХВАТИТ ЛИ ТРУБ?

ЧЕТЫРЕ проекта - много это или мало? С одной стороны - капля в море. Россия обладает одними из самых больших запасов н...

История нефтедобычи:

News image

Утраченные рынки

1890-е годы п время перелома российской промышленности, начало ее индустриализации. Император Александр III, скрепя се...

News image

Наиболее яркие страницы истории поисково-раведочных работ в Китае и бывшем СССР

Тот, кто видит обе строны явления, одарен светлым умом, а видящий только одну, блуждает в потемках Мао

News image

Варяг-погорелец

В 1837 году в Санкт-Петербурге объявился глава этой славной семьи - 36-летний подданный шведской короны Эммануил (иног...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Самый криминальный в мире

До $1 млрд. ежегодно, по самым скромным подсчетам, нелегально уходит из Новороссийского морского порта. В 1998 году пе...

News image

А экспорт-то ложный

Сотрудники Комсомольского межрайонного отдела налоговой полиции перекрыли канал ложного экспорта нефти Комсомольский-...

News image

Вышка от ЛУКОЙЛа

Нефть - самое криминальное полезное ископаемое. Из-за скважин начинаются войны и планируются убийства. Вот и в смерти ...

Нефтебизнес и экология:

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

News image

Заткни фонтан

Он предлагал быстро и дешево тушить горящие фонтаны нефти и газа. А ему посоветовали заткнуть собственный

News image

Бомба под нефтяных магнатов

Идея создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорани...

Курсы валют