Проект строительства трубопровода Баку - Джейхан

проект строительства трубопровода баку - джейхан

Цель строительства трубопровода от столицы Азербайджанской Республики - Баку через территорию Грузии до порта на Средиземном море Джейхан - доставка на мировой рынок нефти, добываемой международным консорциумом АМОК (см. справку по Азери, Чираг, Гюнешли) на каспийских месторождениях Азери, Чираг, Гюнешли. Протяженность маршрута трубопровода - 2170 км. Диаметр - 48 дюймов (1020 мм). Объем инвестиций в реализацию проекта по различным оценкам варьируется от 2,4 до 4 млрд. долларов. По различным данным, пропускная способность Баку-Джейхан может составить от 45 до 60 млн. тонн нефти в год. Планируется, что трасса трубопровода пройдет из Азербайджана до Хашури (Грузия), далее - по долине Куры к турецкой границе, затем - через Пософ, Эрзерум, Эрзинджан с конечным пунктом в Джейхане. Основное преимущество трубопровода Баку-Джейхан, называемого также Основным экспортным трубопроводом (ОЭТ - каковым он, кстати, и будет являться для Азербайджана в случае реализации проекта), - обход перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы и обеспечение прямого доступа к портам, принимающим многотоннажные танкеры. Джейхан - танкерный порт - терминал двойного экспортного трубопровода, идущего в Турцию из Ирака. Трубопровод был введен в эксплуатацию в 70-х годах. Танкерный порт Джейхан - это 2-километровый пирс и 2 наливных причала, которые позволяют одновременно загружать 4 танкера (грузоподъемностью от 15 до 300 тыс. тонн). В 1991 году эксплуатация иракского трубопровода была приостановлена в связи с известными военными действиями в Персидском заливе. Согласно подписанному в Баку 20 сентября 1994 года соглашению о разработке Азери, Чираг и Гюнешли АЧГ - контракт века , гюлистанский контракт ), маршрут и ТЭО Основного экспортного трубопровода должны были быть определены и разработаны к концу 1996 года. Тогда же планировалось и приступить к строительным работам. В этой связи отметим, что в октябре 1996 года ГНКАР и АМОК определили лишь два варианта маршрута для экспорта так называемой ранней нефти с АЧГ - Баку-Новороссийск (так называемый северный , проходящий по территории России) и Баку-Супса (так называемый западный , заканчивающийся в грузинском порту Супса). Конкретные переговоры о реализации проекта строительства Основного экспортного трубопровода ведутся лишь с мая 1998 года и пока, отметим, с переменным успехом. Проект ОЭТ усиленно лоббируется правительствами Азербайджана, Грузии и Турции, а также Госдепартаментом США. Однако, камнем преткновения , тормозящим реализацию проекта ОЭТ, сегодня является вопрос финансирования. В частности, АМОК считает трубопровод Баку-Джейхан слишком дорогостоящим проектом. Как заявил в сентябре 1999 года президент АМОК Дэвид Вудворт, на контрактных месторождениях АМОК получит четыре миллиарда баррелей нефти, для окупаемости же ОЭТ необходимо шесть-восемь миллиардов баррелей нефти, и пока будет поиск дополнительных объемов, потребуется промежуточное экспортное решение для нефти АМОК . Вудворт также подчеркнул, что он сможет констатировать целесообразность ОЭТ в том случае, когда проект его строительства станет коммерчески выгодным . По мнению главы консорциума, в настоящее время существует значительный риск проекта с учетом его масштабов, сложного рельефа местности и ряда других факторов. Подобная позиция инвесторов, естественно, не устраивает Азербайджан и Турцию. По мнению независимых наблюдателей, разногласия между АМОК, официальными Баку и Анкарой довольно серьезны. В том же сентябре 1999 года консорциум выступил с довольно откровенным заявлением, что АМОК может приостановить (отсрочить) инвестиции, выделяемые на разработку АЧГ из-за обнаружившихся острых разногласий по вопросу нефтепровода Баку-Джейхан. Дело в том, что АМОК выступила с предложением расширить пропускную способность ветки Баку-Супса, так как последняя уже сегодня не справляется даже с теми скромными объемами, которые экспортирует консорциум с АЧГ. Однако ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана) откладывает выдачу разрешения на реализацию этого, если так можно выразиться, промежуточного варианта , пытаясь добиться от АМОК четких и конкретных обязательств по участию консорциума в строительстве ОЭТ. В связи с затянувшимися переговорами по реализации проекта, называются различные сроки ввода в эксплуатацию трубопровода Баку-Джейхан - от 2001 до 1006 года. В октябре 1999 года специальный представитель президента и госсекретаря США по вопросам освоения энергоресурсов Каспия Джон Вульф совершил кратковременный визит в Казахстан для встречи с президентом этой республики Нурсултаном Назарбаевым. В ходе встречи официальный представитель США предложил Казахстану выступить также в роли потребителя трубопровода Баку-Джейхан. Иными словами, от официальной Астаны ждут гарантий на прокачку определенных объемов казахской нефти по ОЭТ. Эти предложения были довольно благосклонно приняты казахской стороной. Необходимо также отметить, что затянувшийся процесс переговоров подвигнул российскую сторону выдвинуть альтернативный проект транспортировки нефти с АЧГ. В конце сентября-октябре 1999 года официальные представители России и представители ряда российских компаний (министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, президент Транснефти Семен Вайншток, президент ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов и др.) выступили с активной поддержкой строительства обходного трубопровода вокруг Чечни по территории Махачкалы. Напомним, что сегодня Баку и российский экспортный порт Новороссийск связаны нефтепроводом, проходящим по территории Республики Ичкерия. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, разрушительнейшие землетрясения, происшедшее в 1998 году и в сентябре 1999 года в Турции, подтверждают опасения сейсмологов о том, что трасса трубопровода прокладывается по сейсмически активной зоне.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Плунжерный лифт

News image

Среди методов механизированной добычи реже всех используется плунжерный лифт. Он применяется менее чем в одном проценте всех скважин с механизирован...

Классы нефти

News image

Один из основных способов классификации нефти — это классификация согласно плотности по API. Плотность по API — это величина, которую определяют по ...

Гидравлические струйные насосы

News image

Особый вид гидравлических насосов, завоевывающий широкое признание, — это гидравлические струйные насосы. Обычно они работают как безобсадные насос...

Скважинные исследования

News image

При скважинных исследованиях в процессе бурения (ИПБ) используются специально разработанные электронные приборы, передающие сведения о состоянии ск...

Оборудование скважины для добычи

News image

Для защиты обсадной трубы в скважину пропускается линия стальных труб меньшего диаметра, которая называется насосно-компрессорной, лифтовой, эксплуа...

Отказ оборудования

News image

Отказ оборудования — пожалуй, наиболее часто встречающийся вид осложнений при добыче. Например, в насосной скважине может обломиться штанга, что по...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ПРОБЛЕМЫ ЮГА

ЮГ РОССИИ и Каспийский регион - пожалуй, самое слабое место с точки зрения перспектив трубопроводного транспорта Росси...

News image

Нефтяная передозировка

Уже пять лет мир живет в условиях удорожания нефти из-за уверенного роста энергоемких экономик Китая, Индии, Бразилии ...

News image

Черная напасть

Миф о сверхдоходах российских нефтяников из-за высоких цен на нефть, похоже, разбивается о суровую необходимость финан...

История нефтедобычи:

News image

В геологический поход включились совхозы

Постановление Совмина от 19 мая 1962 года вдохновило бюро обкома на организацию массового геологического похода за по...

News image

Нефтеразведочные работы в Венесуэле

Нефтеразведочные работы в Венесуэле начали проводить лишь в 1910 году, хотя до этого времени на ее территоррии уже про...

News image

Стратегия громких цифр

Первые годы освоения нефтяных и газовых месторождений совпали с радикальными изменениями в области управления экономик...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Как обманывают на автозаправках

Наверное, все российские водители знают, что на бензозаправках, особенно расположенных в глубинке, распространено моше...

News image

А экспорт-то ложный

Сотрудники Комсомольского межрайонного отдела налоговой полиции перекрыли канал ложного экспорта нефти Комсомольский-...

News image

Война и мирная пауза: 1995-1999 годы

Нет свидетельств, указывающих на то, что причиной ввода войск могла стать чеченская нефть. А вот сама Чечня могла имет...

Нефтебизнес и экология:

News image

Районы добычи черного золота поставлены на грань катастрофы

Атырауская область будет представлена в мажилисе не двумя, как было, а десятью депутатами, полушутя заявил в последний...

News image

Эпоха варваров

Сначала, как правило, никто не знает о произошедшей катастрофе, пока ее не заметят со случайных проходящих судов сторо...

News image

Лена пошла нефтяными пятнами

Сведения о том, что Лене угрожает экологическая катастрофа, пока преждевременны , - заверил нас заместитель министра ...

Курсы валют