Проект строительства трубопровода Баку - Джейхан

проект строительства трубопровода баку - джейхан

Цель строительства трубопровода от столицы Азербайджанской Республики - Баку через территорию Грузии до порта на Средиземном море Джейхан - доставка на мировой рынок нефти, добываемой международным консорциумом АМОК (см. справку по Азери, Чираг, Гюнешли) на каспийских месторождениях Азери, Чираг, Гюнешли. Протяженность маршрута трубопровода - 2170 км. Диаметр - 48 дюймов (1020 мм). Объем инвестиций в реализацию проекта по различным оценкам варьируется от 2,4 до 4 млрд. долларов. По различным данным, пропускная способность Баку-Джейхан может составить от 45 до 60 млн. тонн нефти в год. Планируется, что трасса трубопровода пройдет из Азербайджана до Хашури (Грузия), далее - по долине Куры к турецкой границе, затем - через Пософ, Эрзерум, Эрзинджан с конечным пунктом в Джейхане. Основное преимущество трубопровода Баку-Джейхан, называемого также Основным экспортным трубопроводом (ОЭТ - каковым он, кстати, и будет являться для Азербайджана в случае реализации проекта), - обход перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы и обеспечение прямого доступа к портам, принимающим многотоннажные танкеры. Джейхан - танкерный порт - терминал двойного экспортного трубопровода, идущего в Турцию из Ирака. Трубопровод был введен в эксплуатацию в 70-х годах. Танкерный порт Джейхан - это 2-километровый пирс и 2 наливных причала, которые позволяют одновременно загружать 4 танкера (грузоподъемностью от 15 до 300 тыс. тонн). В 1991 году эксплуатация иракского трубопровода была приостановлена в связи с известными военными действиями в Персидском заливе. Согласно подписанному в Баку 20 сентября 1994 года соглашению о разработке Азери, Чираг и Гюнешли АЧГ - контракт века , гюлистанский контракт ), маршрут и ТЭО Основного экспортного трубопровода должны были быть определены и разработаны к концу 1996 года. Тогда же планировалось и приступить к строительным работам. В этой связи отметим, что в октябре 1996 года ГНКАР и АМОК определили лишь два варианта маршрута для экспорта так называемой ранней нефти с АЧГ - Баку-Новороссийск (так называемый северный , проходящий по территории России) и Баку-Супса (так называемый западный , заканчивающийся в грузинском порту Супса). Конкретные переговоры о реализации проекта строительства Основного экспортного трубопровода ведутся лишь с мая 1998 года и пока, отметим, с переменным успехом. Проект ОЭТ усиленно лоббируется правительствами Азербайджана, Грузии и Турции, а также Госдепартаментом США. Однако, камнем преткновения , тормозящим реализацию проекта ОЭТ, сегодня является вопрос финансирования. В частности, АМОК считает трубопровод Баку-Джейхан слишком дорогостоящим проектом. Как заявил в сентябре 1999 года президент АМОК Дэвид Вудворт, на контрактных месторождениях АМОК получит четыре миллиарда баррелей нефти, для окупаемости же ОЭТ необходимо шесть-восемь миллиардов баррелей нефти, и пока будет поиск дополнительных объемов, потребуется промежуточное экспортное решение для нефти АМОК . Вудворт также подчеркнул, что он сможет констатировать целесообразность ОЭТ в том случае, когда проект его строительства станет коммерчески выгодным . По мнению главы консорциума, в настоящее время существует значительный риск проекта с учетом его масштабов, сложного рельефа местности и ряда других факторов. Подобная позиция инвесторов, естественно, не устраивает Азербайджан и Турцию. По мнению независимых наблюдателей, разногласия между АМОК, официальными Баку и Анкарой довольно серьезны. В том же сентябре 1999 года консорциум выступил с довольно откровенным заявлением, что АМОК может приостановить (отсрочить) инвестиции, выделяемые на разработку АЧГ из-за обнаружившихся острых разногласий по вопросу нефтепровода Баку-Джейхан. Дело в том, что АМОК выступила с предложением расширить пропускную способность ветки Баку-Супса, так как последняя уже сегодня не справляется даже с теми скромными объемами, которые экспортирует консорциум с АЧГ. Однако ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана) откладывает выдачу разрешения на реализацию этого, если так можно выразиться, промежуточного варианта , пытаясь добиться от АМОК четких и конкретных обязательств по участию консорциума в строительстве ОЭТ. В связи с затянувшимися переговорами по реализации проекта, называются различные сроки ввода в эксплуатацию трубопровода Баку-Джейхан - от 2001 до 1006 года. В октябре 1999 года специальный представитель президента и госсекретаря США по вопросам освоения энергоресурсов Каспия Джон Вульф совершил кратковременный визит в Казахстан для встречи с президентом этой республики Нурсултаном Назарбаевым. В ходе встречи официальный представитель США предложил Казахстану выступить также в роли потребителя трубопровода Баку-Джейхан. Иными словами, от официальной Астаны ждут гарантий на прокачку определенных объемов казахской нефти по ОЭТ. Эти предложения были довольно благосклонно приняты казахской стороной. Необходимо также отметить, что затянувшийся процесс переговоров подвигнул российскую сторону выдвинуть альтернативный проект транспортировки нефти с АЧГ. В конце сентября-октябре 1999 года официальные представители России и представители ряда российских компаний (министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, президент Транснефти Семен Вайншток, президент ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов и др.) выступили с активной поддержкой строительства обходного трубопровода вокруг Чечни по территории Махачкалы. Напомним, что сегодня Баку и российский экспортный порт Новороссийск связаны нефтепроводом, проходящим по территории Республики Ичкерия. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, разрушительнейшие землетрясения, происшедшее в 1998 году и в сентябре 1999 года в Турции, подтверждают опасения сейсмологов о том, что трасса трубопровода прокладывается по сейсмически активной зоне.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Капитальный ремонт скважины

News image

Капитальный ремонт — самая большая ремонтная операция, которая иногда нужна для поддержания максимального уровня добычи нефти.

Многозабойное заканчивание скважины

News image

Многозабойное заканчивание — широкое понятие, относящееся к целому ряду технологий заканчивания скважин. В целом оно применимо к скважинам, пробуре...

Отказ оборудования

News image

Отказ оборудования — пожалуй, наиболее часто встречающийся вид осложнений при добыче. Например, в насосной скважине может обломиться штанга, что по...

Методы разделения

News image

Скважинные флюиды представляют собой смесь жидких углеводородов, газа, воды и некоторых примесей. Вода и примеси должны быть удалены прежде, чем угл...

Накопление и залегание

News image

Вопреки распространенному мнению, нефть и газ не залегают в виде больших рек и озер под земной поверхностью (хотя мы и говорим о нефтяных пластах). ...

Заканчивание с отсеканием воды и газа

News image

В целом нефтепереработчики стремятся получить как можно меньше других продуктов одновременно с нефтью. Вода до продажи должна быть отделена от сыро...

Нефтебизнес сегодня:

News image

Тарантулы в банке

Трудно сказать, что сейчас является главным стимулом этого процесса: желание государства взять под контроль максимальн...

News image

ЗАПРЕТОВ БОЛЬШЕ НЕТ

ЗА ПОСЛЕДНИЕ несколько лет Газпром сожрал всех более или менее крупных независимых производителей газа. Он сам назыв...

News image

Альянс двух Б

Если Сургутнефтегаз будет помогать Роснефти на аукционах по продаже имущества ЮКОСа, логичным будет дальнейшее сли...

История нефтедобычи:

News image

В глубь недр

Принято считать, что впервые метод промышленного бурения скважин для добычи нефти был использован в США Эдвином Л. Дре...

News image

Когда новое - на время забытое старое

Леонид Лифлянд До отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году рыночные отношения были развиты весьма сла...

News image

Защищая интересы России

Казаков Анатолий Григорьевич (1941) горный инженер, нефтяник. Окончил Куйбышевский политехнический институт (1964). На...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Как воровали нефть

После Хасавюртовских соглашений планировалось, что основным источником доходов для Чечни станет продажа нефти и продук...

News image

Банда, не способная заниматься честным бизнесом

Российский большой бизнес действует по своим особым правилам. Если какой-то рыночный конкурент вам угрожает, вы можете...

News image

У торговцев нефтепродуктами вытряхивают цифры

Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петерб...

Нефтебизнес и экология:

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

News image

Наш Самотлор

Мазутная река, протекает по деревне Подъячево Дмитровского района. А крыша, с которой корреспонденты обозревали масшта...

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

Курсы валют