Нева тонет в мазуте

нева тонет в мазуте

Самой полноводной реке Северо-Запада грозит экологическая катастрофа

Невская, а точнее, ладожская вода по природе своей уникальна. Во времена Екатерины Великой ее вывозили во Францию для мытья голов великосветских красавиц. По мягкости своей эта вода тогда была как дождевая. Вот только теперь, если свеситься с гранитной набережной и вглядеться в мутные волны Невы, то даже на мелководье дна не разглядеть. Зато мазутные пятна повсюду переливаются всеми цветами радуги. Несколько лет назад продавцы приспособлений для очистки воды подняли в прессе шум по поводу низкого качества содержимого питерских водопроводов. В ответ руководители ГУП Водоканал - Санкт-Петербург устроили пресс-конференцию, на которой пили сами и потчевали журналистов невской водой, прошедшей все стадии очистки. Она и впрямь была вкусна, как родниковая. А вот совсем недавно руководитель Водоканала Феликс Кармазинов признался, что хотя и пьет водопроводную воду, но только кипяченую. Скорее всего, он слукавил, потому что употреблять ныне водопроводную питерскую воду даже после кипячения - сомнительное удовольствие: в нос бьет хлором, цвет желтоватый, а порой и нефтью попахивает. Не зря поимка даже затрапезного ерша в черте города стала теперь событием, А если и наловит кто мелочишки, то есть варево вряд ли станет - от ухи тянет мазутом. Что же произошло? Много неприятного. Осенью 1999 года на Невских порогах напоролся на камни рудовоз, трюмы которого были наполнены мазутом, и в Неву вылилось около 70 тонн вязкого нефтепродукта. Большую его часть удалось собрать, но немало тяжелых фракций осело на дно, они по сей день сплавляются вниз по течению. Тогда водозаборные устройства удалось вычистить, хотя хлопот у власти и экологов было много. Извлекли ли из этого происшествия надлежащие уроки отцы города и транспортники? Позволю сказать - никаких!Совсем недавно на Васильевском острове у причала при заливе мазутной смеси в бункеры рудовоза произошла очередная авария, из-за которой в Неву попал мазут. Шлейф сгустков протянулся от заводского причала более чем на километр по течению Невы и был шириной до 800 метров. Суда Балтийского аварийно-спасательного управления ликвидировали аварию, хотя, конечно, собрать весь мазут не удалось и часть оказалась в Финском заливе... Главная причина беды в том, что в Неву с ее сложным фарватером и густонаселенными берегами нефтепродукты везут не специальными танкерами с двойными стенками, а обычными, видавшими виды рудовозами. Их сотни, ежегодно приходящих к причалам Петербурга. Стоит такому судну пробить корпус - и содержимое трюма окажется в воде. Новые экологически безопасные танкеры ныне почти не строятся, на это нет средств. Можно утверждать, что пока мазут и другие нефтепродукты будут возить в старых калошах , а не в современных танкерах, аварии гарантируются. Меж тем Нева становится транспортно-нефтяной артерией европейского масштаба. Два года назад в Петербурге был один комплекс по перевалке нефтепродуктов, ныне таких более десятка. В области, неподалеку от города Приморска, строится мощнейший терминал по перевалке нефтепродуктов. В недалеком будущем здесь вырастет порт, способный освободить российских экспортеров от зависимости по перевалке нефтепродуктов от прибалтийских и финских портов - зависимости, которая съедает у России миллионы долларов. Но ясно, что введение в строй нового порта резко увеличит число нефтеналивных судов, проходящих по Неве. И это будут те же самые старые калоши . Сколь-нибудь современных радикальных мер по обеспечению экологической безопасности Невы не принимается. Еще недавно производились вертолетные облеты ладожского и невского фарватеров - сверху мазутные пятна и шлейфы за судами хорошо видны. Ныне нет таких облетов: дорого! А платить за нарушения никто не хочет. Во всех цивилизованных странах действует жесткое законодательство, которое исключает саму возможность уклонения от ответственности виновников загрязнения окружающей среды. Разработаны четкие методики исчисления нанесенного вреда и сумм возмещения. У нас пока не закон действует, а эмоции. Недавно на заседании городского штаба по транспорту отмечалось, что из 36 случаев разлива нефтепродуктов, которые были зафиксированы в этом году, лишь с 14 виновников был взыскан штраф. Да и то в малых размерах, которые никак не компенсируют нанесенный Неве экологический урон.Помните, у Пушкина - Невы державное течение, береговой ее гранит... Что касается гранита, то на нем теперь мазутными полосами четко отмечены перепады уровня воды. Принимать водные ванны на пляжах питерских пригородов - в Репине, Солнечном, Зеленогорске, без риска оказаться перепачканным мазутом, уже невозможно. А купание в черте города вообще запрещено. Об экологической катастрофе, грозящей Неве, хорошо осведомлены многие ученые, и в отличие от руководителей города они этим встревожены. Вот что сказал профессор Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Игнатьев: - Полагаю, что следует максимально сократить перевозки нефтепродуктов по Неве - они опасны не только для экологии реки, но и грозят бедой таким культурным ценностям, как Эрмитаж, Мраморный дворец, Государственный архив и другие памятники русской культуры на невских берегах. Нам бы брать пример с турок, которые строго лимитируют проход нефтеналивных судов через Босфор и Дарданеллы. Не жалуют такие суда в своих проливах и датчане. А у нас ради быстрых денег многие бизнесмены готовы идти на любой риск, в том числе и экологический. Трудно сказать, с кого именно нам надо брать пример. Но учиться дальновидности, прозорливости, умению предупреждать, а не порождать беды, рано или поздно придется. Уже настало время, в полном соответствии с рыночными законами, поставить перед перевозчиками нефтепродуктов вопрос ребром: хочешь зарабатывать - приобретай экологически безопасные суда. Мазутным рудовозам и всякого рода баржам с нефтью в Неву вход должен быть категорически запрещен.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Многопластовое заканчивание скважины

News image

В некоторых случаях внутри одной скважины обнаруживается несколько продуктивных горизонтов. Многопластовое заканчивание скважины позволяет одноврем...

Плунжерный лифт

News image

Среди методов механизированной добычи реже всех используется плунжерный лифт. Он применяется менее чем в одном проценте всех скважин с механизирован...

Кислотная обработка

News image

Впервые кислоту использовали для воздействия на пласт в 1895 г. Кислота, закачиваемая в микроскопические протоки пласта горной породы, растворяет е...

Cо стационарным оборудованием

News image

При заканчивании скважины со стационарным оборудованием монтаж системы труб и оборудования устья скважины проводится для данной скважины только еди...

Принцип действия

News image

Глубинный насос в простейшем виде состоит из поршня, движущегося вверх-вниз по хорошо подогнанному цилиндру. Поршень снабжен обратным клапаном, кото...

Газлифт

News image

В скважинах, где давление в коллекторе или давление растворенного газа слишком мало, чтобы создавать фонтанирование, поток жидкости может поддержива...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ОПЕК УЖЕ НЕ ТА?

ЕЩЕ ТРИ-ЧЕТЫРЕ года назад активно обсуждалось бессилие ОПЕК . Наиболее радикально настроенные аналитики даже заявляли...

News image

Нефтедоллары не для бедных

Выигрыш обычных людей от дорогой нефти невелик и сводится в основном к наличию некоторого минимального порогового благ...

News image

Красная цена

По состоянию на 19 января были получены предварительные результаты оценки по 180 компаниям, подготовлены проекты отчет...

История нефтедобычи:

News image

Антитрестовый интерес

Аморальные методы, с помощью которых Рокфеллер и Флеглер интегрировали американскую нефтянку, вызвали критику со сторо...

News image

Утраченные рынки

1890-е годы п время перелома российской промышленности, начало ее индустриализации. Император Александр III, скрепя се...

News image

Стратегия громких цифр

Первые годы освоения нефтяных и газовых месторождений совпали с радикальными изменениями в области управления экономик...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Министр Колыма

Эх, Покачу! Александр Гаврин - последний и самый неожиданный назначенец в новом правительстве Владимира Путина. Каким ...

News image

Жителям Чечни разрешат добывать черное золото

МВД создает спецподразделение для контроля за нефтяным комплексом Чечни

News image

У торговцев нефтепродуктами вытряхивают цифры

Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петерб...

Нефтебизнес и экология:

News image

Бомба под нефтяных магнатов

Идея создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорани...

News image

Нефть в розлив

Красивейшая в мире гавань пошла бурыми пятнами Такой экологической катастрофы жители крупнейшего австралийского город...

News image

На сибирских нефтепромыслах дохнут даже бактерии

Вчера голландская консалтинговая компания IWACO опубликовала доклад об экологических проблемах Западной Сибири. Экспер...

Курсы валют