Нева тонет в мазуте

нева тонет в мазуте

Самой полноводной реке Северо-Запада грозит экологическая катастрофа

Невская, а точнее, ладожская вода по природе своей уникальна. Во времена Екатерины Великой ее вывозили во Францию для мытья голов великосветских красавиц. По мягкости своей эта вода тогда была как дождевая. Вот только теперь, если свеситься с гранитной набережной и вглядеться в мутные волны Невы, то даже на мелководье дна не разглядеть. Зато мазутные пятна повсюду переливаются всеми цветами радуги. Несколько лет назад продавцы приспособлений для очистки воды подняли в прессе шум по поводу низкого качества содержимого питерских водопроводов. В ответ руководители ГУП Водоканал - Санкт-Петербург устроили пресс-конференцию, на которой пили сами и потчевали журналистов невской водой, прошедшей все стадии очистки. Она и впрямь была вкусна, как родниковая. А вот совсем недавно руководитель Водоканала Феликс Кармазинов признался, что хотя и пьет водопроводную воду, но только кипяченую. Скорее всего, он слукавил, потому что употреблять ныне водопроводную питерскую воду даже после кипячения - сомнительное удовольствие: в нос бьет хлором, цвет желтоватый, а порой и нефтью попахивает. Не зря поимка даже затрапезного ерша в черте города стала теперь событием, А если и наловит кто мелочишки, то есть варево вряд ли станет - от ухи тянет мазутом. Что же произошло? Много неприятного. Осенью 1999 года на Невских порогах напоролся на камни рудовоз, трюмы которого были наполнены мазутом, и в Неву вылилось около 70 тонн вязкого нефтепродукта. Большую его часть удалось собрать, но немало тяжелых фракций осело на дно, они по сей день сплавляются вниз по течению. Тогда водозаборные устройства удалось вычистить, хотя хлопот у власти и экологов было много. Извлекли ли из этого происшествия надлежащие уроки отцы города и транспортники? Позволю сказать - никаких!Совсем недавно на Васильевском острове у причала при заливе мазутной смеси в бункеры рудовоза произошла очередная авария, из-за которой в Неву попал мазут. Шлейф сгустков протянулся от заводского причала более чем на километр по течению Невы и был шириной до 800 метров. Суда Балтийского аварийно-спасательного управления ликвидировали аварию, хотя, конечно, собрать весь мазут не удалось и часть оказалась в Финском заливе... Главная причина беды в том, что в Неву с ее сложным фарватером и густонаселенными берегами нефтепродукты везут не специальными танкерами с двойными стенками, а обычными, видавшими виды рудовозами. Их сотни, ежегодно приходящих к причалам Петербурга. Стоит такому судну пробить корпус - и содержимое трюма окажется в воде. Новые экологически безопасные танкеры ныне почти не строятся, на это нет средств. Можно утверждать, что пока мазут и другие нефтепродукты будут возить в старых калошах , а не в современных танкерах, аварии гарантируются. Меж тем Нева становится транспортно-нефтяной артерией европейского масштаба. Два года назад в Петербурге был один комплекс по перевалке нефтепродуктов, ныне таких более десятка. В области, неподалеку от города Приморска, строится мощнейший терминал по перевалке нефтепродуктов. В недалеком будущем здесь вырастет порт, способный освободить российских экспортеров от зависимости по перевалке нефтепродуктов от прибалтийских и финских портов - зависимости, которая съедает у России миллионы долларов. Но ясно, что введение в строй нового порта резко увеличит число нефтеналивных судов, проходящих по Неве. И это будут те же самые старые калоши . Сколь-нибудь современных радикальных мер по обеспечению экологической безопасности Невы не принимается. Еще недавно производились вертолетные облеты ладожского и невского фарватеров - сверху мазутные пятна и шлейфы за судами хорошо видны. Ныне нет таких облетов: дорого! А платить за нарушения никто не хочет. Во всех цивилизованных странах действует жесткое законодательство, которое исключает саму возможность уклонения от ответственности виновников загрязнения окружающей среды. Разработаны четкие методики исчисления нанесенного вреда и сумм возмещения. У нас пока не закон действует, а эмоции. Недавно на заседании городского штаба по транспорту отмечалось, что из 36 случаев разлива нефтепродуктов, которые были зафиксированы в этом году, лишь с 14 виновников был взыскан штраф. Да и то в малых размерах, которые никак не компенсируют нанесенный Неве экологический урон.Помните, у Пушкина - Невы державное течение, береговой ее гранит... Что касается гранита, то на нем теперь мазутными полосами четко отмечены перепады уровня воды. Принимать водные ванны на пляжах питерских пригородов - в Репине, Солнечном, Зеленогорске, без риска оказаться перепачканным мазутом, уже невозможно. А купание в черте города вообще запрещено. Об экологической катастрофе, грозящей Неве, хорошо осведомлены многие ученые, и в отличие от руководителей города они этим встревожены. Вот что сказал профессор Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Игнатьев: - Полагаю, что следует максимально сократить перевозки нефтепродуктов по Неве - они опасны не только для экологии реки, но и грозят бедой таким культурным ценностям, как Эрмитаж, Мраморный дворец, Государственный архив и другие памятники русской культуры на невских берегах. Нам бы брать пример с турок, которые строго лимитируют проход нефтеналивных судов через Босфор и Дарданеллы. Не жалуют такие суда в своих проливах и датчане. А у нас ради быстрых денег многие бизнесмены готовы идти на любой риск, в том числе и экологический. Трудно сказать, с кого именно нам надо брать пример. Но учиться дальновидности, прозорливости, умению предупреждать, а не порождать беды, рано или поздно придется. Уже настало время, в полном соответствии с рыночными законами, поставить перед перевозчиками нефтепродуктов вопрос ребром: хочешь зарабатывать - приобретай экологически безопасные суда. Мазутным рудовозам и всякого рода баржам с нефтью в Неву вход должен быть категорически запрещен.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Независимые производители

News image

В общем случае неинтегрированные нефтяные компании, занятые ранними или поздними стадиями технологической цепочки, называют независимыми. Эта катего...

Принцип действия

News image

Глубинный насос в простейшем виде состоит из поршня, движущегося вверх-вниз по хорошо подогнанному цилиндру. Поршень снабжен обратным клапаном, кото...

Качалки

News image

Качалки (балансирные насосные установки) передают усилие на верхнюю часть системы штанг в виде возвратно-поступательного движения. Длина рабочего хо...

Гидравлические насосы

News image

Добыча гидравлическими насосами — достаточно новый метод по сравнению со штанговыми насосами. Эксплуатация гидравлическими насосами была внедрена в ...

Измерение объема добычи

News image

Разработчик месторождения должен правильно замерять количество добытых из скважин нефти или газа, чтобы контролировать доход с промысла. Для наилучш...

Буровые работы

News image

Предположим, что геологи и геофизики изучили карты и сейсмические разрезы и определили, где может залегать перспективный пласт. Если это совершенно ...

Нефтебизнес сегодня:

News image

Страшный сон нефтяника

Сколько нефти и газа осталось в недрах Земли? Когда наступит пик добычи в мире, после которого человечество, создавшее...

News image

В РОССИЮ СО СВОИМ БРЕНДОМ

ИСТОРИЯ появления в России современных автозаправочных комплексов с иностранными брендами полна драматизма. Итальянска...

News image

СТОИТ ЛИ НАПРЯГАТЬСЯ?

ВСЕЙ ОПЕК Россия по объемам добычи нефти, конечно, не соперник. Однако, как уже указывалось выше, по среднесуточной до...

История нефтедобычи:

News image

Первопроходцы

Фарман Салманов сказал: Вы будете нашим передовым отрядом - молодые, знающие, веселые . И за ним пошли Первопроходцы....

News image

Двумя скважинами Самотлора можно было залить железнодорожный состав

Как это было - такая рубрика появилась в нашей газете в год добычи 7-миллиардной тонны нефти. Это событие округ отме...

News image

Первые открытия месторождений в пределах провинции Фаха-де-Оро

В 1906 году британская компания Pearson начала бурить первую скважину на северной окраине нынешней нефтеносной провинц...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Бензиновый передел

Комитет по экономике и промышленной политике Петербурга (КЭПП) в конце 2000 года провел тендер на поставку топлива ГП ...

News image

Война и мирная пауза: 1995-1999 годы

Нет свидетельств, указывающих на то, что причиной ввода войск могла стать чеченская нефть. А вот сама Чечня могла имет...

News image

Первый срок Ролана Дюма

Обвиняемые по делу Elf Aquitaine обещают разоблачить Жака Ширака В Париже вчера вынесен приговор самому знаменитому...

Нефтебизнес и экология:

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

News image

Нефтяные реки с икорными берегами

Экологическая доктрина России пока не выработана. Но хозяйственные эксперименты под нее уже ставятся 29 июня в Мо...

News image

Лена пошла нефтяными пятнами

Сведения о том, что Лене угрожает экологическая катастрофа, пока преждевременны , - заверил нас заместитель министра ...

Курсы валют