СП Тенгизшевройл

сп  тенгизшевройл ЛУКАРКО (СП ЛУКОЙЛ и АРКО ) - 5% Казахойл - 25% Mobil - 25% Chevron - 45%

К середине 2000 года СП Тенгизшевройл (ТШО) планирует выйти на уровень добычи в 12 млн. тонн в год. В 1997 году ТШО добыло 7 млн. тонн нефти, в 1998 году - 8,6 млн. тонн, в 1999 году планируется добыть 9,3 млн. тонн. Капвложения на 1999 год запланированы на уровне 436 млн. долларов (в 1998 году, по заявлению Chevron, в проект было инвестировано около 550 млн. долларов). Одним из основных препятствий в реализации проекта являлась проблема с экспортом добываемой на Тенгизе нефти. Именно с этой целью в начале 90-х годов был создан Каспийский трубопроводный консорциум, основная задача которого - строительство трубопровода от казахского месторождения до российского порта Новороссийск. К строительству КТК Россия, Казахстан и компании-инвесторы приступили в мае 1999 года (подробнее см. справку по Каспийскому трубопроводному консорциуму - СКВАЖИНА ). До завершения строительства трубопровода КТК (к 2001 году) СП Тенгизшевройл использовало и использует всем имеющиеся возможности для отправки нефти на экспорт.

1. Экспорт через Россию (трубопровод Атырау-Самара). По этому пути в 1998 году было транспортировано около 40% всех добытой на Тенгизе нефти (в начале 1999 года российская Транснефть высказала заинтересованность в расширении пропускной способности нефтепровода Атырау-Самара для увеличения объемов транспортировки тенгизской нефти).

2. Транспортировка по железной дороге на терминалы Новороссийска, Феодосии, Одессы - через Эстонию до Финляндии.

3. Поставка тенгизской нефти на украинские НПЗ.

4. Поставка по так называемому транскавказскому коридору - нефть из казахстанского порта Актау танкерами доставляется в Баку, оттуда по железной дороге в Батуми (в 1998 году по этому направлению было переправлено свыше 2,2 млн. тонн нефти). Транспортировка по этому пути была начата в марте 1997 года.

Однако с 1 февраля 1999 года транспортировка тенгизской нефти по транскавказскому коридору была приостановлена из-за высоких транспортных тарифов, которые в условиях обвального падения цен на нефть на мировом рынке, превращали тенгизскую нефть по себестоимости в золотую . В том же месяце представители Chevron приступили к переговорам с правительствами Азербайджана и Казахстана. Первой сдалась грузинская сторона, которая согласилась снизить тариф на транзит нефти с 7,75 долларов до 5 долларов за тонну (в 1997 г он составлял 7,8 долл, в 1998 г - 6,1 долл). Немногим дольше продержался официальный Баку, который в итоге также снизил тарифы с 12,3 доллара до 11,15 доллара за тонну. С конца февраля-начала марта 1999 года СП Тенгизшевройл возобновила экспорт нефти по транскавказскому коридору. Причем, как заявили официальные представители СП, в 1999 году они намерены прокачать по этому маршруту в 2,5 раза больше нефти (около 5 млн. тонн), чем в 1998 году. Несмотря на то, что приоритетным для СП маршрутом транспортировки остается будущая ветка КТК, Chevron намерена реконструировать грузинский трубопровод Хашури-Батуми также для экспорта тенгизской нефти. Протяженность трубопровода составляет 232 километра. Ранее эта ветка использовалась для транспортировки нефтепродуктов из Хашури (город, находящийся примерно в 110 км от Тбилиси) до Батуми. Сегодня этот трубопровод не работает, так как нуждается в капитальном ремонте. Реконструкция Хашури-Батуми, по оценкам Chevron, обойдется в 8-10 млн. долларов и может продлиться от 3 месяцев до полугода. После завершения всего комплеса ремонтных работ (включая терминал в Хашури) пропускная способность трубопровода составит 2 млн. тонн в год, однако в случае строительства дополнительных насосных станций мощность может быть увеличена до 10 млн. тонн в год. Интересно отметить, что в марте 1999 года с резким осуждением контракта с Chevron выступил бывший премьер-министр Казахстана, опальный политик и последовательный оппозиционер действующего президента Нурсултана Назарбаева Акежан Кажегельдин. Он назвал контракт с американским гигантом одним из самых бездарных и невыгодных для Казахстана. По мнению Кажегельдина, Chevron получил лакомый кусок , крупнейшее месторождение с развитой инфрастурктурой всего за 420 млн. долларов. Причем, как говорит Кажегельдин, американцы не платят этих денег, потому что согласно контракту, этот бонус поступит не ранее, чем Тенгизшевройл выйдет на ежегодную добычу в 12 млн. тонн . Особо

В мае 1999 года Генеральная прокуратура Казахстана запретила Тенгизшевройлу добывать нефть на семи тенгизских скважинах, мотивировав свое решение грубым нарушением компанией нормативов добычи нефти на них. По сведениям правоохранительных органов, на трех из семи скважин максимально допустимый уровень добычи был превышен в три раза, на остальных четырех - также было отмечено превышения уровня добычи. Подобные действия могут спровоцировать повышение сейсмической активности (см. подробнее рубрику Экология - Сейсмоопасный бизнес - СКВАЖИНА ).

Летом 1999 года в Казахстане развернулась ожесточенная дискуссия о дальнейшей судьбе пакета акций в СП Тенгизшевройл , принадлежащего Казахстану. Поводом для ее начала стало заявление бывшего премьер-министра Казахстана Нурлана Балгимбаева о возможности реализации части акций из госпакета. Резко против этого выступил бывший глава государственной компании Казахойл Нурлан Каппаров. Впрочем, позже Каппаров подтвердил эту версию. Как писала тогда подавляющая часть российской и казахстанской прессы, это выступление стоило ему поста президента госкомпании. Однако уже в середине июля 1999 года министр энергетики, индустрии и торговли РК Мухтар Аблязов заявил, что Казахстан пока не будет продавать свою долю в СП Тенгизшевройл . Однако вслед за тем бывший тогда премьер-министром Н.Балгимбаев вновь заявил о намерении правительства рассмотреть возможность продажи госпакета. И уже в начале сентября правительство Казахстана, согласно заявлению президента Chevron Ричард Мацке (Richard Matzke), предупредило основного акционера о намерении продать часть госпакета акций Тенгизшевройл .

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

недвижимость батуми

Оборудование и методы добычи нефти:

Измерение объема добычи

News image

Разработчик месторождения должен правильно замерять количество добытых из скважин нефти или газа, чтобы контролировать доход с промысла.

Независимые производители

News image

В общем случае неинтегрированные нефтяные компании, занятые ранними или поздними стадиями технологической цепочки, называют независимыми. Эта катего...

Расстояние

News image

Обычно скважины располагают в соответствии с каким-либо определенным геометрическим рисунком. Во многих случаях расположение скважин внутри участка...

Cо стационарным оборудованием

News image

При заканчивании скважины со стационарным оборудованием монтаж системы труб и оборудования устья скважины проводится для данной скважины только еди...

Оборудование скважины для добычи

News image

Для защиты обсадной трубы в скважину пропускается линия стальных труб меньшего диаметра, которая называется насосно-компрессорной, лифтовой, эксплуа...

Роторные установки

News image

Сравнительно новой для нефтяной промышленности насосной системой является насос с поступательным движением полости. Такой насос состоит из ротора из...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ОПЕК УЖЕ НЕ ТА?

ЕЩЕ ТРИ-ЧЕТЫРЕ года назад активно обсуждалось бессилие ОПЕК . Наиболее радикально настроенные аналитики даже заявляли...

News image

Страшный сон нефтяника

Сколько нефти и газа осталось в недрах Земли? Когда наступит пик добычи в мире, после которого человечество, создавшее...

News image

Черная напасть

Миф о сверхдоходах российских нефтяников из-за высоких цен на нефть, похоже, разбивается о суровую необходимость финан...

История нефтедобычи:

News image

Геолог Советского Союза

Требс Рудольф Владимирович (1925-1988), нефтеразведчик. Работал помбуром, бурильщиком, начальником экспедиций. Окончил...

News image

Кровь земли славного Салавата

На территории современной Республики Башкортостан признаки нефти были обнаружены еще в XVIII веке. Говорят, что вдохно...

News image

Как я снимал сливки с черного золота

Наша газета, как и другие, тогда много писала об этом событии. А фоторепортеру Известий Виктору Ахломову довелось чу...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Кто греет руки на северном завозе

В последнее время в СМИ часто можно услышать отрицательные отзывы об организации северного завоза в крае, где к района...

News image

Бензиновый передел

Комитет по экономике и промышленной политике Петербурга (КЭПП) в конце 2000 года провел тендер на поставку топлива ГП ...

News image

Чем цветнее, тем лучше

Глава представительства British Petroleum в России Джефф Фрэнкс не может понять, что это за конкуренция, если одни ...

Нефтебизнес и экология:

News image

Нефтяные реки с икорными берегами

Экологическая доктрина России пока не выработана. Но хозяйственные эксперименты под нее уже ставятся

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

News image

Бомба под нефтяных магнатов

Идея создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорани...

Курсы валют