СП Тенгизшевройл

сп  тенгизшевройл ЛУКАРКО (СП ЛУКОЙЛ и АРКО ) - 5% Казахойл - 25% Mobil - 25% Chevron - 45%

К середине 2000 года СП Тенгизшевройл (ТШО) планирует выйти на уровень добычи в 12 млн. тонн в год. В 1997 году ТШО добыло 7 млн. тонн нефти, в 1998 году - 8,6 млн. тонн, в 1999 году планируется добыть 9,3 млн. тонн. Капвложения на 1999 год запланированы на уровне 436 млн. долларов (в 1998 году, по заявлению Chevron, в проект было инвестировано около 550 млн. долларов). Одним из основных препятствий в реализации проекта являлась проблема с экспортом добываемой на Тенгизе нефти. Именно с этой целью в начале 90-х годов был создан Каспийский трубопроводный консорциум, основная задача которого - строительство трубопровода от казахского месторождения до российского порта Новороссийск. К строительству КТК Россия, Казахстан и компании-инвесторы приступили в мае 1999 года (подробнее см. справку по Каспийскому трубопроводному консорциуму - СКВАЖИНА ). До завершения строительства трубопровода КТК (к 2001 году) СП Тенгизшевройл использовало и использует всем имеющиеся возможности для отправки нефти на экспорт.

1. Экспорт через Россию (трубопровод Атырау-Самара). По этому пути в 1998 году было транспортировано около 40% всех добытой на Тенгизе нефти (в начале 1999 года российская Транснефть высказала заинтересованность в расширении пропускной способности нефтепровода Атырау-Самара для увеличения объемов транспортировки тенгизской нефти).

2. Транспортировка по железной дороге на терминалы Новороссийска, Феодосии, Одессы - через Эстонию до Финляндии.

3. Поставка тенгизской нефти на украинские НПЗ.

4. Поставка по так называемому транскавказскому коридору - нефть из казахстанского порта Актау танкерами доставляется в Баку, оттуда по железной дороге в Батуми (в 1998 году по этому направлению было переправлено свыше 2,2 млн. тонн нефти). Транспортировка по этому пути была начата в марте 1997 года.

Однако с 1 февраля 1999 года транспортировка тенгизской нефти по транскавказскому коридору была приостановлена из-за высоких транспортных тарифов, которые в условиях обвального падения цен на нефть на мировом рынке, превращали тенгизскую нефть по себестоимости в золотую . В том же месяце представители Chevron приступили к переговорам с правительствами Азербайджана и Казахстана. Первой сдалась грузинская сторона, которая согласилась снизить тариф на транзит нефти с 7,75 долларов до 5 долларов за тонну (в 1997 г он составлял 7,8 долл, в 1998 г - 6,1 долл). Немногим дольше продержался официальный Баку, который в итоге также снизил тарифы с 12,3 доллара до 11,15 доллара за тонну. С конца февраля-начала марта 1999 года СП Тенгизшевройл возобновила экспорт нефти по транскавказскому коридору. Причем, как заявили официальные представители СП, в 1999 году они намерены прокачать по этому маршруту в 2,5 раза больше нефти (около 5 млн. тонн), чем в 1998 году. Несмотря на то, что приоритетным для СП маршрутом транспортировки остается будущая ветка КТК, Chevron намерена реконструировать грузинский трубопровод Хашури-Батуми также для экспорта тенгизской нефти. Протяженность трубопровода составляет 232 километра. Ранее эта ветка использовалась для транспортировки нефтепродуктов из Хашури (город, находящийся примерно в 110 км от Тбилиси) до Батуми. Сегодня этот трубопровод не работает, так как нуждается в капитальном ремонте. Реконструкция Хашури-Батуми, по оценкам Chevron, обойдется в 8-10 млн. долларов и может продлиться от 3 месяцев до полугода. После завершения всего комплеса ремонтных работ (включая терминал в Хашури) пропускная способность трубопровода составит 2 млн. тонн в год, однако в случае строительства дополнительных насосных станций мощность может быть увеличена до 10 млн. тонн в год. Интересно отметить, что в марте 1999 года с резким осуждением контракта с Chevron выступил бывший премьер-министр Казахстана, опальный политик и последовательный оппозиционер действующего президента Нурсултана Назарбаева Акежан Кажегельдин. Он назвал контракт с американским гигантом одним из самых бездарных и невыгодных для Казахстана. По мнению Кажегельдина, Chevron получил лакомый кусок , крупнейшее месторождение с развитой инфрастурктурой всего за 420 млн. долларов. Причем, как говорит Кажегельдин, американцы не платят этих денег, потому что согласно контракту, этот бонус поступит не ранее, чем Тенгизшевройл выйдет на ежегодную добычу в 12 млн. тонн . Особо

В мае 1999 года Генеральная прокуратура Казахстана запретила Тенгизшевройлу добывать нефть на семи тенгизских скважинах, мотивировав свое решение грубым нарушением компанией нормативов добычи нефти на них. По сведениям правоохранительных органов, на трех из семи скважин максимально допустимый уровень добычи был превышен в три раза, на остальных четырех - также было отмечено превышения уровня добычи. Подобные действия могут спровоцировать повышение сейсмической активности (см. подробнее рубрику Экология - Сейсмоопасный бизнес - СКВАЖИНА ).

Летом 1999 года в Казахстане развернулась ожесточенная дискуссия о дальнейшей судьбе пакета акций в СП Тенгизшевройл , принадлежащего Казахстану. Поводом для ее начала стало заявление бывшего премьер-министра Казахстана Нурлана Балгимбаева о возможности реализации части акций из госпакета. Резко против этого выступил бывший глава государственной компании Казахойл Нурлан Каппаров. Впрочем, позже Каппаров подтвердил эту версию. Как писала тогда подавляющая часть российской и казахстанской прессы, это выступление стоило ему поста президента госкомпании. Однако уже в середине июля 1999 года министр энергетики, индустрии и торговли РК Мухтар Аблязов заявил, что Казахстан пока не будет продавать свою долю в СП Тенгизшевройл . Однако вслед за тем бывший тогда премьер-министром Н.Балгимбаев вновь заявил о намерении правительства рассмотреть возможность продажи госпакета. И уже в начале сентября правительство Казахстана, согласно заявлению президента Chevron Ричард Мацке (Richard Matzke), предупредило основного акционера о намерении продать часть госпакета акций Тенгизшевройл .

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Дополнительные факторы

News image

При составлении схемы разработки участка имеют значение некоторые дополнительные факторы:

Кислотная обработка

News image

Впервые кислоту использовали для воздействия на пласт в 1895 г. Кислота, закачиваемая в микроскопические протоки пласта горной породы, растворяет е...

Опробование скважин

News image

Для планирования действий по максимальному увеличению экономического эффекта от добычи все нефтяные и газовые скважины подлежат опробованию через од...

Функции отдела по освоению участка

News image

При разделении труда в нефтедобывающей промышленности операции с неразработанными участками, где еще не были пробурены скважины, выполняет отдел по ...

Другие методы возбуждения пластов

News image

Гидроразрыв и кислотная обработка — наиболее обычные способы воздействия на пласт, однако иногда применяют несколько других способов.

Достоинства и недостатки штангового насоса

News image

Достоинства Штанговый насос используется достаточно часто и хорошо знаком большей части персонала, занятого эксплуатацией и техническим обслуживан...

Нефтебизнес сегодня:

News image

НОВЫЙ ВИТОК

НО, КАК оказалось, главные неприятности ждали потребителей голубого топлива в 2007-м. В январе нынешнего года духовный...

News image

Тихий конкурент

У нас есть все возможности превратиться в number one в мире по добыче нефти и обойти Саудовскую Аравию , - заявил на э...

News image

СЕТЬ НЕДОСТУПНА

ПРОБЛЕМА доступа к сетям остается одной из важнейших для организаций, не входящих в структуру Газпрома . Газовый моно...

История нефтедобычи:

News image

Защищая интересы России

Казаков Анатолий Григорьевич (1941) горный инженер, нефтяник. Окончил Куйбышевский политехнический институт (1964). На...

News image

Первородный грех

Америка оказалась не готова к открытию собственных углеводородных запасов. Вскоре после того, как в Пенсильвании забил...

News image

Двумя скважинами Самотлора можно было залить железнодорожный состав

Как это было - такая рубрика появилась в нашей газете в год добычи 7-миллиардной тонны нефти. Это событие округ отме...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Как воровали нефть

После Хасавюртовских соглашений планировалось, что основным источником доходов для Чечни станет продажа нефти и продук...

News image

Совсем черное золото

Что стоит за смертью вице-президента ЛУКОЙЛа? Смерть была и остается самой большой загадкой. Смерть бизнесмена, особе...

News image

Зачем Роснефти чеченская нефть?

Этот вопрос возникает не случайно. Масштабы добычи нефти в Чечне несоизмеримо малы по сравнению с теми объемами, котор...

Нефтебизнес и экология:

News image

Нева тонет в мазуте

Самой полноводной реке Северо-Запада грозит экологическая катастрофа

News image

Нефтяные реки с икорными берегами

Экологическая доктрина России пока не выработана. Но хозяйственные эксперименты под нее уже ставятся

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

Курсы валют