Готовится к подписанию проект реконструкции Атырауского НПЗ

готовится к подписанию проект реконструкции атырауского нпз

На фоне обострившейся ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов, связанной с нехваткой перерабатываемого сырья, повышением цен на бензин и дизтопливо, остановкой и слабым функционированием НПЗ, несколько особняком от общей проблемы стоит необходимость реконструкции единственного государственного завода - Атырауского НПЗ. Это первое предприятие нефтепереработки в Казахстане, построенное еще в военное время, основным профилем которого была переработка нефти с Ромашкинского месторождения и привозного бакинского дистиллята с максимальным годовым объемом около 800 тыс. тонн. Сегодня его мощность составляет порядка 5 млн тонн нефти, однако в последнее время реальная загруженность завода не превышала и 2 млн тонн в год. Но поставки сырья на НПЗ - это только часть проблемы, характерной, даже в большей степени, и для Павлодарского завода. Что же касается непосредственно Атырауского НПЗ, то его слабостью, мешающей достичь приемлемого уровня рентабельности производства, является, с одной стороны, проблематичность сбыта продукции, с другой - низкое качество получаемых нефтепродуктов, хотя с момента основания завода на нем не раз проводились работы по модернизации производственного оборудования. Занимающий около 40% в общем объеме производства мазут имеет очень низкий спрос на рынке, значительно затруднена реализация низкооктановых и содержащих токсичную этиловую присадку бензинов Атырауского НПЗ, а имеющие повышенный спрос темные нефтепродукты и дизельное топливо приходится продавать по сниженным ценам из-за высокого содержания в них серы. Характерным примером слабой конкурентоспособности производных нефти, получаемых на Атырауском НПЗ, стал тот факт, что практически запрещена продажа атырауского бензина А-76 на алматинских заправочных станциях из-за его плохого качества и несоответствия экологическим стандартам. То же самое можно сказать и о заводе, на котором, по словам самих же нефтяников, очистные сооружения, система утилизации паров нефтепродуктов и ряд других объектов порядком обветшали. Налицо все признаки постепенного регресса Атырауского НПЗ, по сути являющегося единственным в Казахстане заводом, перерабатывающим нефть с месторождений Западного Казахстана. Выход из сложившейся ситуации нефтяники видят в капитальной реконструкции предприятия в рамках проекта развития Атырауского НПЗ, направленного на достижение высокого качества и надежности продуктов, получаемых от переработки местной сырой нефти. Реконструкция завода даст возможность получать новые нефтепродукты без свинцовых добавок и уменьшить содержание серы в бензине и дизтопливе до менее чем 0,05% (европейский стандарт). Причем предполагается, что дизельное топливо будет пригодным для применения в условиях зимы и лета без использования дорогостоящих импортных добавок и вытеснит импорт зимних сортов дизтоплива. Еще в 1994 году АО Атырауский НПЗ подписало контракт с французской компанией Гидрокарбон Инжиниринг по реконструкции завода. Согласно технико-экономическому обоснованию, проект был оценен в $1 200 млн. Естественно, учитывая колоссальную для Казахстана стоимость проекта (равной четверти республиканского бюджета), правительство не могло пойти на предоставление гарантий по предполагаемым иностранным кредитам, а также по поставкам на НПЗ не менее 5 млн тонн нефти ежегодно на период окупаемости проекта. Тем не менее проблема реконструкции завода не перестала быть актуальной. С момента прихода к управлению заводом Казахойла , в лице которого государство имеет контрольный пакет акций предприятия, работа по привлечению инвестиций на приемлемых условиях была возобновлена. Рассматривались варианты реанимации старого проекта той же французской фирмой, только уже с учетом удешевления его стоимости, а также проект американской компании Банфинанз по приобретению законсервированного оборудования с заводов США. Но и они не получили дальнейшего развития из-за нерешенных вопросов финансирования и отсутствия гарантий инвестора на эксплуатацию американского оборудования. Однако в июле прошлого года казахстанское правительство своим постановлением дало добро на начало реализации нового проекта, заключенного между Казахойлом и Марубени Корпорейшн , представляющей интересы группы японских компаний. В основе этого проекта заложено решение организовать в значительном объеме переработку легкой тенгизской нефти с высоким содержанием светлых нефтепродуктов. За счет снижения в объемах переработки доли тяжелой нефти стоимость проекта, не в пример прежним предложениям, значительно ниже. Теперь считается, что нет необходимости строить комплекс установок глубокой переработки мазута, имеющий большую степень затратности производства. Японские проектировщики оценили новый проект в более $400 млн со сроком погашения кредита в течение 13 лет. В том числе три первых года, занятых на строительные работы, рассматривается как льготный для Казахстана период. Согласно ТЭО, одобренному правительством, гарантии загрузки НПЗ нефтью по минимуму равняются 3,1 млн тонн, вместе с тем участники проекта считают все же 4,3 млн тонн в год самым желательным объемом загрузки для достижения высокой доходности предприятия и, следовательно, сокращения срока отработки самого проекта. По имеющейся информации переговоры по решению вопросов гарантированных поставок нефти и снижения общей стоимости проекта с Марубени Корпорейшн еще ведутся. Между тем реконструкция завода уже включена в список приоритетных проектов, финансируемых японским банком международного сотрудничества, который предоставил безвозмездный грант на выполнение стадии, предваряющей разработку технического проекта. Работы по выполнению и согласованию технического проекта планируется завершить к апрелю 2001 года. В мае Казахойл провел переговоры с МВФ на предмет возможности предоставления казахстанским правительством гарантий по возвращению кредита, чему японские представители во время посещения Астаны придавали важное значение. МВФ и Европейский банк реконструкции и развития пока изучают ТЭО проекта, но судя по тому, что рамочный контракт с Марубени Корпорейшн уже готовится к подписанию, международные финансовые организации, возможно, дадут положительный ответ. Таким образом, вскоре, по всей видимости, в Казахстане начнет осуществляться крупнейший проект, идея которого вынашивалась давно и диктовалась стратегической важностью проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности в западном регионе страны, как, впрочем, вообще в республике. Однако при кажущемся благоприятном стечении обстоятельств не исключается возможность возникновения каких-либо препятствий проекту со стороны. Поэтому с полной уверенностью говорить о нем можно будет, дождавшись окончания переговоров и начала практической реализации проекта.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Гидравлические струйные насосы

News image

Особый вид гидравлических насосов, завоевывающий широкое признание, — это гидравлические струйные насосы. Обычно они работают как безобсадные насос...

Кислотная обработка

News image

Впервые кислоту использовали для воздействия на пласт в 1895 г. Кислота, закачиваемая в микроскопические протоки пласта горной породы, растворяет е...

Роторные установки

News image

Сравнительно новой для нефтяной промышленности насосной системой является насос с поступательным движением полости. Такой насос состоит из ротора из...

Скважинный узел

News image

В типовом монтаже электрического погружного насоса внутрискважинное оборудование состоит из электромотора, многоступенчатого центробежного насоса и...

Отказ оборудования

News image

Отказ оборудования — пожалуй, наиболее часто встречающийся вид осложнений при добыче. Например, в насосной скважине может обломиться штанга, что по...

Скважинные исследования

News image

При скважинных исследованиях в процессе бурения (ИПБ) используются специально разработанные электронные приборы, передающие сведения о состоянии ск...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ЗАПРЕТОВ БОЛЬШЕ НЕТ

ЗА ПОСЛЕДНИЕ несколько лет Газпром сожрал всех более или менее крупных независимых производителей газа. Он сам назыв...

News image

ПРОБЛЕМЫ ЮГА

ЮГ РОССИИ и Каспийский регион - пожалуй, самое слабое место с точки зрения перспектив трубопроводного транспорта Росси...

News image

МОСКВИЧАМ НЕ ПОВЕЗЛО

ОТМЕТИМ, что в смысле происхождения топлива больше всех повезло жителям Санкт-Петербурга и, как ни странно, мурманчана...

История нефтедобычи:

News image

Кровь земли славного Салавата

На территории современной Республики Башкортостан признаки нефти были обнаружены еще в XVIII веке. Говорят, что вдохно...

News image

История открытия нефтяных месторождений Северной Америки

…История разведочных работ в этой стране (Прим. - США), начиная с исторического открытия месторождения Титасвилл демон...

News image

Нефтеразведочные работы в Венесуэле

Нефтеразведочные работы в Венесуэле начали проводить лишь в 1910 году, хотя до этого времени на ее территоррии уже про...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Секреты бензиновой мафии

О существовании бензиновой мафии известно всем. Больше осведомлены автомобилисты - они знают, что бывает с машиной, за...

News image

Его два раза пытались убить

Генеральный прокурор спас от расстрела бизнесмена-нефтяника

News image

Бензиновый передел

Комитет по экономике и промышленной политике Петербурга (КЭПП) в конце 2000 года провел тендер на поставку топлива ГП ...

Нефтебизнес и экология:

News image

Нева тонет в мазуте

Самой полноводной реке Северо-Запада грозит экологическая катастрофа

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

News image

Эпоха варваров

Сначала, как правило, никто не знает о произошедшей катастрофе, пока ее не заметят со случайных проходящих судов сторо...

Курсы валют