Готовится к подписанию проект реконструкции Атырауского НПЗ

готовится к подписанию проект реконструкции атырауского нпз

На фоне обострившейся ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов, связанной с нехваткой перерабатываемого сырья, повышением цен на бензин и дизтопливо, остановкой и слабым функционированием НПЗ, несколько особняком от общей проблемы стоит необходимость реконструкции единственного государственного завода - Атырауского НПЗ. Это первое предприятие нефтепереработки в Казахстане, построенное еще в военное время, основным профилем которого была переработка нефти с Ромашкинского месторождения и привозного бакинского дистиллята с максимальным годовым объемом около 800 тыс. тонн. Сегодня его мощность составляет порядка 5 млн тонн нефти, однако в последнее время реальная загруженность завода не превышала и 2 млн тонн в год. Но поставки сырья на НПЗ - это только часть проблемы, характерной, даже в большей степени, и для Павлодарского завода. Что же касается непосредственно Атырауского НПЗ, то его слабостью, мешающей достичь приемлемого уровня рентабельности производства, является, с одной стороны, проблематичность сбыта продукции, с другой - низкое качество получаемых нефтепродуктов, хотя с момента основания завода на нем не раз проводились работы по модернизации производственного оборудования. Занимающий около 40% в общем объеме производства мазут имеет очень низкий спрос на рынке, значительно затруднена реализация низкооктановых и содержащих токсичную этиловую присадку бензинов Атырауского НПЗ, а имеющие повышенный спрос темные нефтепродукты и дизельное топливо приходится продавать по сниженным ценам из-за высокого содержания в них серы. Характерным примером слабой конкурентоспособности производных нефти, получаемых на Атырауском НПЗ, стал тот факт, что практически запрещена продажа атырауского бензина А-76 на алматинских заправочных станциях из-за его плохого качества и несоответствия экологическим стандартам. То же самое можно сказать и о заводе, на котором, по словам самих же нефтяников, очистные сооружения, система утилизации паров нефтепродуктов и ряд других объектов порядком обветшали. Налицо все признаки постепенного регресса Атырауского НПЗ, по сути являющегося единственным в Казахстане заводом, перерабатывающим нефть с месторождений Западного Казахстана. Выход из сложившейся ситуации нефтяники видят в капитальной реконструкции предприятия в рамках проекта развития Атырауского НПЗ, направленного на достижение высокого качества и надежности продуктов, получаемых от переработки местной сырой нефти. Реконструкция завода даст возможность получать новые нефтепродукты без свинцовых добавок и уменьшить содержание серы в бензине и дизтопливе до менее чем 0,05% (европейский стандарт). Причем предполагается, что дизельное топливо будет пригодным для применения в условиях зимы и лета без использования дорогостоящих импортных добавок и вытеснит импорт зимних сортов дизтоплива. Еще в 1994 году АО Атырауский НПЗ подписало контракт с французской компанией Гидрокарбон Инжиниринг по реконструкции завода. Согласно технико-экономическому обоснованию, проект был оценен в $1 200 млн. Естественно, учитывая колоссальную для Казахстана стоимость проекта (равной четверти республиканского бюджета), правительство не могло пойти на предоставление гарантий по предполагаемым иностранным кредитам, а также по поставкам на НПЗ не менее 5 млн тонн нефти ежегодно на период окупаемости проекта. Тем не менее проблема реконструкции завода не перестала быть актуальной. С момента прихода к управлению заводом Казахойла , в лице которого государство имеет контрольный пакет акций предприятия, работа по привлечению инвестиций на приемлемых условиях была возобновлена. Рассматривались варианты реанимации старого проекта той же французской фирмой, только уже с учетом удешевления его стоимости, а также проект американской компании Банфинанз по приобретению законсервированного оборудования с заводов США. Но и они не получили дальнейшего развития из-за нерешенных вопросов финансирования и отсутствия гарантий инвестора на эксплуатацию американского оборудования. Однако в июле прошлого года казахстанское правительство своим постановлением дало добро на начало реализации нового проекта, заключенного между Казахойлом и Марубени Корпорейшн , представляющей интересы группы японских компаний. В основе этого проекта заложено решение организовать в значительном объеме переработку легкой тенгизской нефти с высоким содержанием светлых нефтепродуктов. За счет снижения в объемах переработки доли тяжелой нефти стоимость проекта, не в пример прежним предложениям, значительно ниже. Теперь считается, что нет необходимости строить комплекс установок глубокой переработки мазута, имеющий большую степень затратности производства. Японские проектировщики оценили новый проект в более $400 млн со сроком погашения кредита в течение 13 лет. В том числе три первых года, занятых на строительные работы, рассматривается как льготный для Казахстана период. Согласно ТЭО, одобренному правительством, гарантии загрузки НПЗ нефтью по минимуму равняются 3,1 млн тонн, вместе с тем участники проекта считают все же 4,3 млн тонн в год самым желательным объемом загрузки для достижения высокой доходности предприятия и, следовательно, сокращения срока отработки самого проекта. По имеющейся информации переговоры по решению вопросов гарантированных поставок нефти и снижения общей стоимости проекта с Марубени Корпорейшн еще ведутся. Между тем реконструкция завода уже включена в список приоритетных проектов, финансируемых японским банком международного сотрудничества, который предоставил безвозмездный грант на выполнение стадии, предваряющей разработку технического проекта. Работы по выполнению и согласованию технического проекта планируется завершить к апрелю 2001 года. В мае Казахойл провел переговоры с МВФ на предмет возможности предоставления казахстанским правительством гарантий по возвращению кредита, чему японские представители во время посещения Астаны придавали важное значение. МВФ и Европейский банк реконструкции и развития пока изучают ТЭО проекта, но судя по тому, что рамочный контракт с Марубени Корпорейшн уже готовится к подписанию, международные финансовые организации, возможно, дадут положительный ответ. Таким образом, вскоре, по всей видимости, в Казахстане начнет осуществляться крупнейший проект, идея которого вынашивалась давно и диктовалась стратегической важностью проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности в западном регионе страны, как, впрочем, вообще в республике. Однако при кажущемся благоприятном стечении обстоятельств не исключается возможность возникновения каких-либо препятствий проекту со стороны. Поэтому с полной уверенностью говорить о нем можно будет, дождавшись окончания переговоров и начала практической реализации проекта.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Оценка числа скважин

News image

Обычно нефтедобывающая компания стремится к тому, чтобы вести разработку на максимальной площади минимальным числом скважин без риска расположить с...

Cо стационарным оборудованием

News image

При заканчивании скважины со стационарным оборудованием монтаж системы труб и оборудования устья скважины проводится для данной скважины только еди...

Скважинные исследования

News image

При скважинных исследованиях в процессе бурения (ИПБ) используются специально разработанные электронные приборы, передающие сведения о состоянии ск...

Разработка месторождения

News image

После бурения скважины, продуктивной в промышленных масштабах, что доказывает наличие месторождения нефти, на первый план выдвигается проблема оценк...

Обычное заканчивание скважины

News image

Данный метод заключается в спуске обсадной колонны или трубы с поверхности до низа скважины или до подошвы фрагмента породы, который был определен ...

Наземное оборудование

News image

Типовая наземная установка для погружного насоса состоит из устья скважины для фиксации насосно-компрессорной колонны и внутрискважинного оборудова...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

ПЕРВАЯ неделя торгов фьючерсами на Rebco на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) прошла скучно: торгов как таковых, соб...

News image

На мягких лапах

Казахстан не вступает с Россией в конфликты. Он демонстрирует дружественность и уважение. Но через десять лет именно о...

News image

Без России

ТЕОРЕТИЧЕСКИ Туркменистан может сохранить объем поставок газа в Россию и заполнить новые трубы, но практически все буд...

История нефтедобычи:

News image

В глубь недр

Принято считать, что впервые метод промышленного бурения скважин для добычи нефти был использован в США Эдвином Л. Дре...

News image

Нефтяной бизнес - страшный бизнес

Россихин Юрий Алексеевич (1940-1993), геолог. Окончил Томский ин-т (1963). Лаборант-коллектор Печорской, гл. геолог Ус...

News image

Первопроходцы

Фарман Салманов сказал: Вы будете нашим передовым отрядом - молодые, знающие, веселые . И за ним пошли Первопроходцы....

Нефтебизнес и криминал:

News image

Дым горящих миллионов

Каждый день в Чечне крадут до 300 тонн нефти Любой официальный список российских нефтяных компаний заведомо неполон. ...

News image

Дудаев и борьба за сферы влияния

В 1991 году независимая Чечня начиналась под аккомпанемент обещаний Джохара Дудаева, сулившего республике колоссальные...

News image

Святоша пойдет под суд

Компания ROSINVEST S.A. намерена потребовать привлечения к уголовной ответственности президента ЗАО Международное э...

Нефтебизнес и экология:

News image

Районы добычи черного золота поставлены на грань катастрофы

Атырауская область будет представлена в мажилисе не двумя, как было, а десятью депутатами, полушутя заявил в последний...

News image

Нева тонет в мазуте

Самой полноводной реке Северо-Запада грозит экологическая катастрофа

News image

Наш Самотлор

Мазутная река, протекает по деревне Подъячево Дмитровского района. А крыша, с которой корреспонденты обозревали масшта...

Курсы валют