Готовится к подписанию проект реконструкции Атырауского НПЗ

готовится к подписанию проект реконструкции атырауского нпз

На фоне обострившейся ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов, связанной с нехваткой перерабатываемого сырья, повышением цен на бензин и дизтопливо, остановкой и слабым функционированием НПЗ, несколько особняком от общей проблемы стоит необходимость реконструкции единственного государственного завода - Атырауского НПЗ. Это первое предприятие нефтепереработки в Казахстане, построенное еще в военное время, основным профилем которого была переработка нефти с Ромашкинского месторождения и привозного бакинского дистиллята с максимальным годовым объемом около 800 тыс. тонн. Сегодня его мощность составляет порядка 5 млн тонн нефти, однако в последнее время реальная загруженность завода не превышала и 2 млн тонн в год. Но поставки сырья на НПЗ - это только часть проблемы, характерной, даже в большей степени, и для Павлодарского завода. Что же касается непосредственно Атырауского НПЗ, то его слабостью, мешающей достичь приемлемого уровня рентабельности производства, является, с одной стороны, проблематичность сбыта продукции, с другой - низкое качество получаемых нефтепродуктов, хотя с момента основания завода на нем не раз проводились работы по модернизации производственного оборудования. Занимающий около 40% в общем объеме производства мазут имеет очень низкий спрос на рынке, значительно затруднена реализация низкооктановых и содержащих токсичную этиловую присадку бензинов Атырауского НПЗ, а имеющие повышенный спрос темные нефтепродукты и дизельное топливо приходится продавать по сниженным ценам из-за высокого содержания в них серы. Характерным примером слабой конкурентоспособности производных нефти, получаемых на Атырауском НПЗ, стал тот факт, что практически запрещена продажа атырауского бензина А-76 на алматинских заправочных станциях из-за его плохого качества и несоответствия экологическим стандартам. То же самое можно сказать и о заводе, на котором, по словам самих же нефтяников, очистные сооружения, система утилизации паров нефтепродуктов и ряд других объектов порядком обветшали. Налицо все признаки постепенного регресса Атырауского НПЗ, по сути являющегося единственным в Казахстане заводом, перерабатывающим нефть с месторождений Западного Казахстана. Выход из сложившейся ситуации нефтяники видят в капитальной реконструкции предприятия в рамках проекта развития Атырауского НПЗ, направленного на достижение высокого качества и надежности продуктов, получаемых от переработки местной сырой нефти. Реконструкция завода даст возможность получать новые нефтепродукты без свинцовых добавок и уменьшить содержание серы в бензине и дизтопливе до менее чем 0,05% (европейский стандарт). Причем предполагается, что дизельное топливо будет пригодным для применения в условиях зимы и лета без использования дорогостоящих импортных добавок и вытеснит импорт зимних сортов дизтоплива. Еще в 1994 году АО Атырауский НПЗ подписало контракт с французской компанией Гидрокарбон Инжиниринг по реконструкции завода. Согласно технико-экономическому обоснованию, проект был оценен в $1 200 млн. Естественно, учитывая колоссальную для Казахстана стоимость проекта (равной четверти республиканского бюджета), правительство не могло пойти на предоставление гарантий по предполагаемым иностранным кредитам, а также по поставкам на НПЗ не менее 5 млн тонн нефти ежегодно на период окупаемости проекта. Тем не менее проблема реконструкции завода не перестала быть актуальной. С момента прихода к управлению заводом Казахойла , в лице которого государство имеет контрольный пакет акций предприятия, работа по привлечению инвестиций на приемлемых условиях была возобновлена. Рассматривались варианты реанимации старого проекта той же французской фирмой, только уже с учетом удешевления его стоимости, а также проект американской компании Банфинанз по приобретению законсервированного оборудования с заводов США. Но и они не получили дальнейшего развития из-за нерешенных вопросов финансирования и отсутствия гарантий инвестора на эксплуатацию американского оборудования. Однако в июле прошлого года казахстанское правительство своим постановлением дало добро на начало реализации нового проекта, заключенного между Казахойлом и Марубени Корпорейшн , представляющей интересы группы японских компаний. В основе этого проекта заложено решение организовать в значительном объеме переработку легкой тенгизской нефти с высоким содержанием светлых нефтепродуктов. За счет снижения в объемах переработки доли тяжелой нефти стоимость проекта, не в пример прежним предложениям, значительно ниже. Теперь считается, что нет необходимости строить комплекс установок глубокой переработки мазута, имеющий большую степень затратности производства. Японские проектировщики оценили новый проект в более $400 млн со сроком погашения кредита в течение 13 лет. В том числе три первых года, занятых на строительные работы, рассматривается как льготный для Казахстана период. Согласно ТЭО, одобренному правительством, гарантии загрузки НПЗ нефтью по минимуму равняются 3,1 млн тонн, вместе с тем участники проекта считают все же 4,3 млн тонн в год самым желательным объемом загрузки для достижения высокой доходности предприятия и, следовательно, сокращения срока отработки самого проекта. По имеющейся информации переговоры по решению вопросов гарантированных поставок нефти и снижения общей стоимости проекта с Марубени Корпорейшн еще ведутся. Между тем реконструкция завода уже включена в список приоритетных проектов, финансируемых японским банком международного сотрудничества, который предоставил безвозмездный грант на выполнение стадии, предваряющей разработку технического проекта. Работы по выполнению и согласованию технического проекта планируется завершить к апрелю 2001 года. В мае Казахойл провел переговоры с МВФ на предмет возможности предоставления казахстанским правительством гарантий по возвращению кредита, чему японские представители во время посещения Астаны придавали важное значение. МВФ и Европейский банк реконструкции и развития пока изучают ТЭО проекта, но судя по тому, что рамочный контракт с Марубени Корпорейшн уже готовится к подписанию, международные финансовые организации, возможно, дадут положительный ответ. Таким образом, вскоре, по всей видимости, в Казахстане начнет осуществляться крупнейший проект, идея которого вынашивалась давно и диктовалась стратегической важностью проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности в западном регионе страны, как, впрочем, вообще в республике. Однако при кажущемся благоприятном стечении обстоятельств не исключается возможность возникновения каких-либо препятствий проекту со стороны. Поэтому с полной уверенностью говорить о нем можно будет, дождавшись окончания переговоров и начала практической реализации проекта.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Оценка числа скважин

News image

Обычно нефтедобывающая компания стремится к тому, чтобы вести разработку на максимальной площади минимальным числом скважин без риска расположить ...

Горизонтальное бурение

News image

Добыча нефти и газа по наклонным и/или горизонтальным скважинам производится с 1940-х годов. Однако до 1979 г. бурилось очень немного таких скважи...

Буровые работы

News image

Предположим, что геологи и геофизики изучили карты и сейсмические разрезы и определили, где может залегать перспективный пласт. Если это совершенно ...

Методы обработки

News image

• нагревание газового потока, чтобы температура не опускалась до уровня, при котором образуются газогидраты; • добавка в газовый поток антифриза,...

Накопление и залегание

News image

Вопреки распространенному мнению, нефть и газ не залегают в виде больших рек и озер под земной поверхностью (хотя мы и говорим о нефтяных пластах). ...

Скважинные исследования

News image

При скважинных исследованиях в процессе бурения (ИПБ) используются специально разработанные электронные приборы, передающие сведения о состоянии ск...

Нефтебизнес сегодня:

News image

СЕТЬ НЕДОСТУПНА

ПРОБЛЕМА доступа к сетям остается одной из важнейших для организаций, не входящих в структуру Газпрома . Газовый моно...

News image

МОСКВИЧАМ НЕ ПОВЕЗЛО

ОТМЕТИМ, что в смысле происхождения топлива больше всех повезло жителям Санкт-Петербурга и, как ни странно, мурманчана...

News image

ПРОБЛЕМЫ ЮГА

ЮГ РОССИИ и Каспийский регион - пожалуй, самое слабое место с точки зрения перспектив трубопроводного транспорта Росси...

История нефтедобычи:

News image

Нефть привлекает личности

Надо отметить, что во второй половине ХIХ столетия в России постепенно складывались несколько нефтяных империй. Одна и...

News image

Серия успехов и приход в Мексику новых иностранных компаний

После скважины Дос-Бокас, начиная с 1910 года, в Фаха-де-Оро был пробурен ряд скважин, которые привели к блестящим отк...

News image

Делиться надо!

ЮКОС пошел по Standard-ному пути 15 мая 1911 года председатель верховного суда США Эдвард Уайт огласил окончательн...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Смертельное совпадение

Прокурор Ханты-Мансийска связал все заказные убийства в округе с нефтью, подписав тем самым себе смертельный приговор ...

News image

Санкт-PRбург

Зачем вице-губернатору Юрию Антонову необходимо покушение на самого себя? В Петербурге нынче делят все и всё. Бенз...

News image

Жителям Чечни разрешат добывать черное золото

МВД создает спецподразделение для контроля за нефтяным комплексом Чечни Вчера начальник главного управления по борь...

Нефтебизнес и экология:

News image

Эпоха варваров

Сначала, как правило, никто не знает о произошедшей катастрофе, пока ее не заметят со случайных проходящих судов сторо...

News image

Наш Самотлор

Мазутная река, протекает по деревне Подъячево Дмитровского района. А крыша, с которой корреспонденты обозревали масшта...

News image

Районы добычи черного золота поставлены на грань катастрофы

Атырауская область будет представлена в мажилисе не двумя, как было, а десятью депутатами, полушутя заявил в последний...

Курсы валют