Готовится к подписанию проект реконструкции Атырауского НПЗ

готовится к подписанию проект реконструкции атырауского нпз

На фоне обострившейся ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов, связанной с нехваткой перерабатываемого сырья, повышением цен на бензин и дизтопливо, остановкой и слабым функционированием НПЗ, несколько особняком от общей проблемы стоит необходимость реконструкции единственного государственного завода - Атырауского НПЗ. Это первое предприятие нефтепереработки в Казахстане, построенное еще в военное время, основным профилем которого была переработка нефти с Ромашкинского месторождения и привозного бакинского дистиллята с максимальным годовым объемом около 800 тыс. тонн. Сегодня его мощность составляет порядка 5 млн тонн нефти, однако в последнее время реальная загруженность завода не превышала и 2 млн тонн в год. Но поставки сырья на НПЗ - это только часть проблемы, характерной, даже в большей степени, и для Павлодарского завода. Что же касается непосредственно Атырауского НПЗ, то его слабостью, мешающей достичь приемлемого уровня рентабельности производства, является, с одной стороны, проблематичность сбыта продукции, с другой - низкое качество получаемых нефтепродуктов, хотя с момента основания завода на нем не раз проводились работы по модернизации производственного оборудования. Занимающий около 40% в общем объеме производства мазут имеет очень низкий спрос на рынке, значительно затруднена реализация низкооктановых и содержащих токсичную этиловую присадку бензинов Атырауского НПЗ, а имеющие повышенный спрос темные нефтепродукты и дизельное топливо приходится продавать по сниженным ценам из-за высокого содержания в них серы. Характерным примером слабой конкурентоспособности производных нефти, получаемых на Атырауском НПЗ, стал тот факт, что практически запрещена продажа атырауского бензина А-76 на алматинских заправочных станциях из-за его плохого качества и несоответствия экологическим стандартам. То же самое можно сказать и о заводе, на котором, по словам самих же нефтяников, очистные сооружения, система утилизации паров нефтепродуктов и ряд других объектов порядком обветшали. Налицо все признаки постепенного регресса Атырауского НПЗ, по сути являющегося единственным в Казахстане заводом, перерабатывающим нефть с месторождений Западного Казахстана. Выход из сложившейся ситуации нефтяники видят в капитальной реконструкции предприятия в рамках проекта развития Атырауского НПЗ, направленного на достижение высокого качества и надежности продуктов, получаемых от переработки местной сырой нефти. Реконструкция завода даст возможность получать новые нефтепродукты без свинцовых добавок и уменьшить содержание серы в бензине и дизтопливе до менее чем 0,05% (европейский стандарт). Причем предполагается, что дизельное топливо будет пригодным для применения в условиях зимы и лета без использования дорогостоящих импортных добавок и вытеснит импорт зимних сортов дизтоплива. Еще в 1994 году АО Атырауский НПЗ подписало контракт с французской компанией Гидрокарбон Инжиниринг по реконструкции завода. Согласно технико-экономическому обоснованию, проект был оценен в $1 200 млн. Естественно, учитывая колоссальную для Казахстана стоимость проекта (равной четверти республиканского бюджета), правительство не могло пойти на предоставление гарантий по предполагаемым иностранным кредитам, а также по поставкам на НПЗ не менее 5 млн тонн нефти ежегодно на период окупаемости проекта. Тем не менее проблема реконструкции завода не перестала быть актуальной. С момента прихода к управлению заводом Казахойла , в лице которого государство имеет контрольный пакет акций предприятия, работа по привлечению инвестиций на приемлемых условиях была возобновлена. Рассматривались варианты реанимации старого проекта той же французской фирмой, только уже с учетом удешевления его стоимости, а также проект американской компании Банфинанз по приобретению законсервированного оборудования с заводов США. Но и они не получили дальнейшего развития из-за нерешенных вопросов финансирования и отсутствия гарантий инвестора на эксплуатацию американского оборудования. Однако в июле прошлого года казахстанское правительство своим постановлением дало добро на начало реализации нового проекта, заключенного между Казахойлом и Марубени Корпорейшн , представляющей интересы группы японских компаний. В основе этого проекта заложено решение организовать в значительном объеме переработку легкой тенгизской нефти с высоким содержанием светлых нефтепродуктов. За счет снижения в объемах переработки доли тяжелой нефти стоимость проекта, не в пример прежним предложениям, значительно ниже. Теперь считается, что нет необходимости строить комплекс установок глубокой переработки мазута, имеющий большую степень затратности производства. Японские проектировщики оценили новый проект в более $400 млн со сроком погашения кредита в течение 13 лет. В том числе три первых года, занятых на строительные работы, рассматривается как льготный для Казахстана период. Согласно ТЭО, одобренному правительством, гарантии загрузки НПЗ нефтью по минимуму равняются 3,1 млн тонн, вместе с тем участники проекта считают все же 4,3 млн тонн в год самым желательным объемом загрузки для достижения высокой доходности предприятия и, следовательно, сокращения срока отработки самого проекта. По имеющейся информации переговоры по решению вопросов гарантированных поставок нефти и снижения общей стоимости проекта с Марубени Корпорейшн еще ведутся. Между тем реконструкция завода уже включена в список приоритетных проектов, финансируемых японским банком международного сотрудничества, который предоставил безвозмездный грант на выполнение стадии, предваряющей разработку технического проекта. Работы по выполнению и согласованию технического проекта планируется завершить к апрелю 2001 года. В мае Казахойл провел переговоры с МВФ на предмет возможности предоставления казахстанским правительством гарантий по возвращению кредита, чему японские представители во время посещения Астаны придавали важное значение. МВФ и Европейский банк реконструкции и развития пока изучают ТЭО проекта, но судя по тому, что рамочный контракт с Марубени Корпорейшн уже готовится к подписанию, международные финансовые организации, возможно, дадут положительный ответ. Таким образом, вскоре, по всей видимости, в Казахстане начнет осуществляться крупнейший проект, идея которого вынашивалась давно и диктовалась стратегической важностью проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности в западном регионе страны, как, впрочем, вообще в республике. Однако при кажущемся благоприятном стечении обстоятельств не исключается возможность возникновения каких-либо препятствий проекту со стороны. Поэтому с полной уверенностью говорить о нем можно будет, дождавшись окончания переговоров и начала практической реализации проекта.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Отказ оборудования

News image

Отказ оборудования — пожалуй, наиболее часто встречающийся вид осложнений при добыче. Например, в насосной скважине может обломиться штанга, что по...

Достоинства и недостатки гидравлической добычи

News image

Достоинства Среди достоинств гидравлической добычи важное место занимают ее хорошая приспособляемость к ситуациям, когда происходит искривление ск...

Главные производители

News image

Штаб-квартиры большинства ведущих компаний расположены в США, однако в последние годы в других странах стали также возникать и развиваться крупные к...

Скважинный узел

News image

В типовом монтаже электрического погружного насоса внутрискважинное оборудование состоит из электромотора, многоступенчатого центробежного насоса и...

Схема расположения скважин

News image

Обычно скважины располагают в соответствии с какой-либо геометрической конфигурацией. Расстановка граничных скважин часто определяет расположение в...

Гидравлические насосы

News image

Добыча гидравлическими насосами — достаточно новый метод по сравнению со штанговыми насосами. Эксплуатация гидравлическими насосами была внедрена в ...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ВСЕ В ОДНУ КОРЗИНУ

СЕЙЧАС единственная компания, производящая большие объемы газа, но не продающая его Газпрому , - это Сургутнефтегаз ...

News image

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

ПЕРВАЯ неделя торгов фьючерсами на Rebco на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) прошла скучно: торгов как таковых, соб...

News image

ПОД ДАВЛЕНИЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ?

ИНТЕРЕСНО, что большинство экспертов скептически оценивают потенциальные возможности газовой ОПЕК , если таковая дейс...

История нефтедобычи:

News image

Нефть на воде

«Занимаясь перевозкой нефти с 1866 года и пытаясь вместе с братом изобрести способ перевозки нефти без бочек, в 1873 г...

News image

Нефтяная колыбель России

На самом рубеже XV и XVI веков, в 1499 г., московские князья Курбский и Ушатов основали первое русской поселение на ре...

News image

Первые открытия месторождений в пределах провинции Фаха-де-Оро

В 1906 году британская компания Pearson начала бурить первую скважину на северной окраине нынешней нефтеносной провинц...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Дым горящих миллионов

Каждый день в Чечне крадут до 300 тонн нефти Любой официальный список российских нефтяных компаний заведомо неполон. ...

News image

Загадки Макса Лазовского

Над ними вот уже девять лет бьется следователь по особо важным делам управления по расследованию бандитизма и убийств ...

News image

Жителям Чечни разрешат добывать черное золото

МВД создает спецподразделение для контроля за нефтяным комплексом Чечни

Нефтебизнес и экология:

News image

Эпоха варваров

Сначала, как правило, никто не знает о произошедшей катастрофе, пока ее не заметят со случайных проходящих судов сторо...

News image

Факелы гаснут

Морской ветер и казахстанские химики в чем-то похожи. Во всяком случае, они борются с горящими на нефтегазовых месторо...

News image

Нефть в розлив

Красивейшая в мире гавань пошла бурыми пятнами Такой экологической катастрофы жители крупнейшего австралийского город...

Курсы валют