Развитие переработки нефти

развитие переработки нефти


По мере переработки нефти на керосин возникла необходимость использования нефтяных остатков, загромождавших нефтеперегонные заводы. Первое время нефтяные остатки не успевали вывозить с заводов, и для того чтобы освободиться от них, их сливали в ямы и сжигали. В. И. Рагозин, организовавший с помощью Д. И. Менделеева выделение из нефтяных остатков смазочных масел, в 1877 году построил первый масляный завод в Балахне вблизи Горького. В 1879 году он соорудил подобный же завод в Ярославле.


Тяжелую часть нефти (мазут), остававшуюся после выделения легких масел, стали применять в качестве топлива. Мазут использовали в качестве топлива на фабриках, заводах, железных дорогах, во флоте — всюду, где применялись паровые машины. Непрерывное повышение спроса на нефть объясняется се высокой теплопроизводительностью. Еще Д. И. Менделеев установил, что теплопроизводительность мазута вдвое больше теплопроизводительности каменного угля среднего качества.


Теплотворная способность топлива играет огромную экономическую роль прежде всего при его перевозках. Если принять число вагонов, необходимых для перевозки нефти, за единицу, то для хорошего донецкого каменного угля, чтобы заменить это количество нефти, потребуется 1,35 вагона, для подмосковного угля — 3 вагона, для торфа — 3,3 вагона, для сухих дров — 3,4 вагона и, наконец, для горючих битуминозных сланцев - около 7 вагонов.


Перед русской нефтяной промышленностью открывались широкие перспективы развития, но капиталистический способ производства приводил к хищнической эксплуатации недр и варварскому использованию нефти.


Несмотря на разработанные русскими учеными способы рационального использования нефти как сырья для получения самых разнообразных масел, большая часть этих масел сжигалась в топках вместе с мазутом. В это время бензин, вызывавший взрывы и пожары, не находил применения. Как в Баку, так и в Грозном бензин в конце XIX века считался вредной примесью. Его либо сжигали, либо, в лучшем случае, сливали в поглощающие колодцы.


Д. И. Менделеев, возмущаясь хищническим истреблением ценнейших нефтяных масел, бросил свою знаменитую фразу, направленную против сжигания сырой нефти в топках: «Нефть не топливо, — топить можно и ассигнациями».
Появление разных видов масел, не находивших вначале сбыта, вызвало ряд попыток их использования в промышленности. В конце XIX века начали появляться и все шире и шире применяться различные двигатели внутреннего сгорания.


Вначале, в 90-х годах, особенно широко стали использоваться мощные двигатели, работающие на тяжелом моторном топливе. Эти двигатели стали именоваться дизелями. Последние нашли широчайшее применение в промышленности и особенно во флоте. Суда, оборудованные дизелями, могли брать с собою запас топлива почти на два месяца, причем нефть занимала меньше места по сравнению с углем.


По предложению Д. И. Менделеева в 1887 году на Черном море впервые в мире два миноносца «Сова» и «Лук» были переведены на нефтяное топливо. Результаты испытаний превзошли все ожидания, но царское правительство не торопилось с переоборудованием военных судов на нефть.


Предложением Д. И. Менделеева воспользовалась Англия. Спустя 26 лет после удачных испытаний на миноносцах «Сова» и «Лук» английский военный флот был переведен на нефтяное топливо. С появлением автомобиля наиболее легким и мощным двигателем, занимающим мало места, оказался бензиновый мотор, который был изобретен раньше дизеля, но не находил вначале применения.


Появление и увеличение спроса на бензиновые моторы сначала для автомобилей, а затем и для самолетов, привели вскоре к тому, что бензин, рассматривавшийся ранее в качестве вредной примеси и уничтожавшийся, превратился в ценнейшую составную часть нефти.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Буровые работы

News image

Предположим, что геологи и геофизики изучили карты и сейсмические разрезы и определили, где может залегать перспективный пласт.

Скважинные исследования

News image

При скважинных исследованиях в процессе бурения (ИПБ) используются специально разработанные электронные приборы, передающие сведения о состоянии ск...

Опробование скважин

News image

Для планирования действий по максимальному увеличению экономического эффекта от добычи все нефтяные и газовые скважины подлежат опробованию через од...

Типы буровых установок

News image

Наиболее широко распространена наземная буровая установка со складной консольной вышкой. Такую установку собирают на земле, а затем поднимают в вер...

Классификация скважин по методу подъема

News image

Добывающие скважины обычно классифицируют по типу механизма, используемого для доставки жидкостей с забоя скважины в выкидной трубопровод. Это может...

Устье скважины

News image

Устье скважины представляет собой систему труб из чугуна или стали на верху скважины, которая с поверхности регулирует давление в скважине.

Нефтебизнес сегодня:

News image

Черная напасть

Миф о сверхдоходах российских нефтяников из-за высоких цен на нефть, похоже, разбивается о суровую необходимость финан...

News image

В очередь за газом

ГЛАВНОЕ богатство Туркменистана - это газ. Его запасы, по одним оценкам, составляют около 3 трлн. кубометров, по други...

News image

Труба на троих

Не совсем понятно, на что рассчитывает Виктор Христенко, занимая такую бескомпромиссную позицию, поскольку козырей в е...

История нефтедобычи:

News image

Мазутный след

70-е годы XIX века можно считать одними из важнейших в развитии российской нефтедобычи: именно в это время отрасль дем...

News image

Утраченные рынки

1890-е годы п время перелома российской промышленности, начало ее индустриализации. Император Александр III, скрепя се...

News image

Когда новое - на время забытое старое

Леонид Лифлянд До отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году рыночные отношения были развиты весьма сла...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Самый криминальный в мире

До $1 млрд. ежегодно, по самым скромным подсчетам, нелегально уходит из Новороссийского морского порта. В 1998 году пе...

News image

Совсем черное золото

Что стоит за смертью вице-президента ЛУКОЙЛа? Смерть была и остается самой большой загадкой. Смерть бизнесмена, особе...

News image

Как обманывают на автозаправках

Наверное, все российские водители знают, что на бензозаправках, особенно расположенных в глубинке, распространено моше...

Нефтебизнес и экология:

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

News image

На сибирских нефтепромыслах дохнут даже бактерии

Вчера голландская консалтинговая компания IWACO опубликовала доклад об экологических проблемах Западной Сибири. Экспер...

News image

Наш Самотлор

Мазутная река, протекает по деревне Подъячево Дмитровского района. А крыша, с которой корреспонденты обозревали масшта...

Курсы валют