Нефть на воде

нефть на воде

«Занимаясь перевозкой нефти с 1866 года и пытаясь вместе с братом изобрести способ перевозки нефти без бочек, в 1873 году мы переделали лодку «Александр» для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса. Этот опыт, навлекший на нас насмешки других промышленников, дал блестящие результаты: «Александр» сделал за навигацию 10 рейсов, тогда как прочие суда 6 рейсов»(11). Так скромно вспоминали о своем изобретении судовладельцы, инженеры-самоучки братья Николай и Дмитрий Артемьевы. Именно их следует считать создателями нефтеналивного флота, позволившего кардинальным образом удешевить доставку нефти и нефтепродуктов от места добычи и переработки к потребителю. Поскольку в империи основным регионом нефтедобычи был Апшеронский полуостров, то доставка нефти и нефтепродуктов в Центральную Россию шла в том числе по Каспию и Волге. Нефть и нефтепродукты перевозились сначала в деревянных, позже железных бочках, что было довольно дорого. Жалуясь на жадность судовладельцев, нефтепромышленники пытались придумать новые способы доставки. Василий Кокорев даже привлек в качестве консультанта Менделеева, который и предложил перевозить продукцию в трюмах специальных судов(12). Кокорев построил несколько нефтеналивных барж, но по странному стечению обстоятельств они сгорели еще до спуска на воду. Так что первыми в России и в мире удачную наливную перевозку нефти в 1873 году совершили братья Артемьевы. За два года Артемьевы построили две нефтеналивные баржи, а в 1878 году додумались приспособить для ускорения погрузки и выгрузки не ручной, а паровой насос. Судовладельцы и нефтепромышленники, ранее насмехавшиеся над братьями, в срочном порядке начали переоборудование своих флотилий. Новость о революционном способе перевозки нефти распространилась быстро, и во всем мире его тогда именовали не иначе как «русский способ».

Между прочим, изобретение русскими инженерами нефтеналивных барж и танкеров сыграло не последнюю роль в том, что лондонский купец Маркус Сэмюэль, основатель компании Shell, ныне являющейся одним из крупнейших в мире нефтяных концернов, смог одержать победу над Standard Oil, потеснив детище Рокфеллера сначала на азиатских, а затем и европейских рынках. В 1890 году Сэмюэль, мечтавший создать компанию, которая поколебала бы мировое господство Standard Oil, отправился с ознакомительной поездкой в Баку. Именно здесь он впервые увидел нефтеналивные танкеры и понял, что именно станет козырной картой в его тяжелой борьбе с Рокфеллером. «Ему были нужны танкеры, чтобы не перевозить керосин в бочках. Экономия места и веса и выигрыш в объеме значительно снижали затраты на транспортировку в пересчете на галлон… Сэмюэлю был нужен новый, более крупный, технически более совершенный тип танкера, и он дал заказ на разработку и строительство таких судов. Ему были нужны гарантированные поставки из Батума больших объемов керосина по цене, в которую была бы заложена экономия, полученная при переходе на новую форму транспортировки. Ему необходимо было получить доступ в Суэцкий канал, что сокращало путь на четыре тысячи миль и таким образом еще больше снижало цены и увеличивало преимущество над Standard, чья нефть перевозилась на парусных судах вокруг мыса Доброй Надежды… Постройка первого танкера близилась к завершению в Уэст-Хартлспуле. Он получил имя «Мурекс» – по названию вида морских раковин, что стало традицией для всех последующих танкеров Сэмюэлей. Это был памятник Маркусу-старшему, торговцу раковинами. 22 июля 1892 года «Мурекс» отплыл из Уэст-Хартлспула и направился в Батум, где он загрузился керосином БНИТО («Батумское нефтепромышленное и торговое общество», позже переименовано в «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество», контролировалось Ротшильдами. – Прим. ред.).

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Заканчивание с отсеканием песка

News image

Если скважина расположена в неуплотненном (рыхлом) песчанике, заканчивание значительно усложняется по сравнению с описанными выше вариантами. Вынос...

Измерение объема добычи

News image

Разработчик месторождения должен правильно замерять количество добытых из скважин нефти или газа, чтобы контролировать доход с промысла.

Механизированная добыча

News image

Механизированная добыча (механизированный лифт) применяется в тех случаях, когда давление в нефтяном коллекторе снижается настолько, что уже не може...

Заканчивание с отсеканием воды и газа

News image

В целом нефтепереработчики стремятся получить как можно меньше других продуктов одновременно с нефтью. Вода до продажи должна быть отделена от сыро...

Глубинные насосы

News image

В штанговых насосных установках применяются два основных типа глубинных насосов (рис. 10.14). Насосы первого типа называются трубными, потому что ци...

Скважинный узел

News image

В типовом монтаже электрического погружного насоса внутрискважинное оборудование состоит из электромотора, многоступенчатого центробежного насоса и...

Нефтебизнес сегодня:

News image

Пустынная Арктика

Арктический шельф включает в себя шельфы Чукотского, Восточно-Сибирского, Лаптевых, Карского, Баренцева и Белого морей...

News image

Сигнал Объединяйтесь!

Ряд экспертов после появления сообщений о создании СП заговорили о новом витке консолидации в отрасли. Считается, что ...

News image

Альянс двух Б

Если Сургутнефтегаз будет помогать Роснефти на аукционах по продаже имущества ЮКОСа, логичным будет дальнейшее сли...

История нефтедобычи:

News image

Я нашел нефть. Вот так. Салманов

Имя молодого геолога Фармана Салманова, который и возглавлял первую экспедицию за тюменской нефтью, в 60-х стало извес...

News image

Мексика - начальные этапы

Существование поверхностных проявлений углеводородов было известно в Мексике еще до испанского завоевания.

News image

Осколки империи

В Белом доме утверждали, что на президента произвела большое впечатление книга разгребательницы грязи Иды Минервы Та...

Нефтебизнес и криминал:

News image

У торговцев нефтепродуктами вытряхивают цифры

Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петерб...

News image

Мошенники сами подписали себе приговор

В Мосгорсуде завершился процесс о довольно редком мошенничестве с подделкой документов самого высокого государственног...

News image

Война и мирная пауза: 1995-1999 годы

Нет свидетельств, указывающих на то, что причиной ввода войск могла стать чеченская нефть. А вот сама Чечня могла имет...

Нефтебизнес и экология:

News image

Эпоха варваров

Сначала, как правило, никто не знает о произошедшей катастрофе, пока ее не заметят со случайных проходящих судов сторо...

News image

Нефть в розлив

Красивейшая в мире гавань пошла бурыми пятнами Такой экологической катастрофы жители крупнейшего австралийского город...

News image

Районы добычи черного золота поставлены на грань катастрофы

Атырауская область будет представлена в мажилисе не двумя, как было, а десятью депутатами, полушутя заявил в последний...

Курсы валют