Нефть на воде

нефть на воде

«Занимаясь перевозкой нефти с 1866 года и пытаясь вместе с братом изобрести способ перевозки нефти без бочек, в 1873 году мы переделали лодку «Александр» для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса. Этот опыт, навлекший на нас насмешки других промышленников, дал блестящие результаты: «Александр» сделал за навигацию 10 рейсов, тогда как прочие суда 6 рейсов»(11). Так скромно вспоминали о своем изобретении судовладельцы, инженеры-самоучки братья Николай и Дмитрий Артемьевы. Именно их следует считать создателями нефтеналивного флота, позволившего кардинальным образом удешевить доставку нефти и нефтепродуктов от места добычи и переработки к потребителю. Поскольку в империи основным регионом нефтедобычи был Апшеронский полуостров, то доставка нефти и нефтепродуктов в Центральную Россию шла в том числе по Каспию и Волге. Нефть и нефтепродукты перевозились сначала в деревянных, позже железных бочках, что было довольно дорого. Жалуясь на жадность судовладельцев, нефтепромышленники пытались придумать новые способы доставки. Василий Кокорев даже привлек в качестве консультанта Менделеева, который и предложил перевозить продукцию в трюмах специальных судов(12). Кокорев построил несколько нефтеналивных барж, но по странному стечению обстоятельств они сгорели еще до спуска на воду. Так что первыми в России и в мире удачную наливную перевозку нефти в 1873 году совершили братья Артемьевы. За два года Артемьевы построили две нефтеналивные баржи, а в 1878 году додумались приспособить для ускорения погрузки и выгрузки не ручной, а паровой насос. Судовладельцы и нефтепромышленники, ранее насмехавшиеся над братьями, в срочном порядке начали переоборудование своих флотилий. Новость о революционном способе перевозки нефти распространилась быстро, и во всем мире его тогда именовали не иначе как «русский способ».

Между прочим, изобретение русскими инженерами нефтеналивных барж и танкеров сыграло не последнюю роль в том, что лондонский купец Маркус Сэмюэль, основатель компании Shell, ныне являющейся одним из крупнейших в мире нефтяных концернов, смог одержать победу над Standard Oil, потеснив детище Рокфеллера сначала на азиатских, а затем и европейских рынках. В 1890 году Сэмюэль, мечтавший создать компанию, которая поколебала бы мировое господство Standard Oil, отправился с ознакомительной поездкой в Баку. Именно здесь он впервые увидел нефтеналивные танкеры и понял, что именно станет козырной картой в его тяжелой борьбе с Рокфеллером. «Ему были нужны танкеры, чтобы не перевозить керосин в бочках. Экономия места и веса и выигрыш в объеме значительно снижали затраты на транспортировку в пересчете на галлон… Сэмюэлю был нужен новый, более крупный, технически более совершенный тип танкера, и он дал заказ на разработку и строительство таких судов. Ему были нужны гарантированные поставки из Батума больших объемов керосина по цене, в которую была бы заложена экономия, полученная при переходе на новую форму транспортировки. Ему необходимо было получить доступ в Суэцкий канал, что сокращало путь на четыре тысячи миль и таким образом еще больше снижало цены и увеличивало преимущество над Standard, чья нефть перевозилась на парусных судах вокруг мыса Доброй Надежды… Постройка первого танкера близилась к завершению в Уэст-Хартлспуле. Он получил имя «Мурекс» – по названию вида морских раковин, что стало традицией для всех последующих танкеров Сэмюэлей. Это был памятник Маркусу-старшему, торговцу раковинами. 22 июля 1892 года «Мурекс» отплыл из Уэст-Хартлспула и направился в Батум, где он загрузился керосином БНИТО («Батумское нефтепромышленное и торговое общество», позже переименовано в «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество», контролировалось Ротшильдами. – Прим. ред.).

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Оценка числа скважин

News image

Обычно нефтедобывающая компания стремится к тому, чтобы вести разработку на максимальной площади минимальным числом скважин без риска расположить с...

Достоинства и недостатки

News image

Как метод механизированной добычи нефти, газлифт обладает многими достоинствами в тех случаях, когда он применим. Метод относительно прост в работе,...

Многопластовое заканчивание скважины

News image

В некоторых случаях внутри одной скважины обнаруживается несколько продуктивных горизонтов. Многопластовое заканчивание скважины позволяет одноврем...

Капитальный ремонт скважины

News image

Капитальный ремонт — самая большая ремонтная операция, которая иногда нужна для поддержания максимального уровня добычи нефти.

Наземное оборудование

News image

Типовая наземная установка для погружного насоса состоит из устья скважины для фиксации насосно-компрессорной колонны и внутрискважинного оборудова...

Типы буровых установок

News image

Наиболее широко распространена наземная буровая установка со складной консольной вышкой. Такую установку собирают на земле, а затем поднимают в вер...

Нефтебизнес сегодня:

News image

Путь трубы

Раздираемый противоречиями Юг, спокойный Север и перспективный Восток. Это - сегодняшняя российская трубопроводная сис...

News image

Первый пошел

Эксперты практически не сомневаются в том, что большинство более или менее ценных активов ЮКОСа в процессе его банкрот...

News image

ПОВЕРИТЬ В REBCO

РОССИЙСКИЕ власти, инициировавшие создание Rebco, почему-то убеждены, что рыночные торги российской нефтью позволят со...

История нефтедобычи:

News image

Азы нефтерынка по Нобелю

исторических наук, Институт российской истории РАН Вклад братьев Нобель в развитие российской нефтяной отрасли настоль...

News image

От «передваивания» к переработке

Подписанный в 1813 году Россией и Ираном Гюлистанский мирный договор признавал переход под юрисдикцию Российской импер...

News image

Как я снимал сливки с черного золота

Наша газета, как и другие, тогда много писала об этом событии. А фоторепортеру Известий Виктору Ахломову довелось чу...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Парижское эхо в Берлине

Кто же прикарманил миллионы Показания бывшего шефа французского нефтяного концерна Эльф Лоика Ле Флок-Прижана вполн...

News image

С топором против ЛУКОЙЛа

Вождь Айваседа в схватке с частным капиталом Вождь Айваседа - председатель союза оленеводов-частников, поэт и этн...

News image

Санкт-PRбург

Зачем вице-губернатору Юрию Антонову необходимо покушение на самого себя?

Нефтебизнес и экология:

News image

Лена пошла нефтяными пятнами

Сведения о том, что Лене угрожает экологическая катастрофа, пока преждевременны , - заверил нас заместитель министра ...

News image

Бомба под нефтяных магнатов

Идея создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорани...

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

Курсы валют