Рожденные быть гигантами

рожденные быть гигантами

Говоря о крупнейших индустриальных гигантах, поднявшихся на гребне нефтяного бума в Баку в конце прошлого столетия, мы традиционно вспоминаем Товарищество нефтяного производства братьев Нобель , которое, просуществовав с 1879 года без малого сорок лет, оставило довольно яркие воспоминания о себе. Действительно, ни одна взятая отдельно нефтяная компания старого Баку не могла встать вровень с Нобелями ни по добыче, ни по переработке нефти, ни по объемам ее транспортировки, ни, конечно же, по своей технической оснащенности… И тем не менее, как бы неожиданно это не прозвучало, в бакинской нефтяной индустрии существовала компания, которая могла не только сравниться с Нобелями, но даже и превзойти их. Этой компанией был крупнейший транснациональный трест Ройал Датч Шелл . Хитросплетения большого бизнеса подчас удивительны: ни самого этого названия, ни отдельно фирм Ройал Датч или Шелл не встретить в перечне нефтяных фирм ни в одном из бакинских промышленных изданий и вестников тех лет. Тем не менее, именно трест Росйал Датч Шелл обладал к 1913 году семью громадными компаниями в Баку и тремя на Северном Кавказе с общей добычей в 80 млн. пудов нефти в год, что почти на 15 миллионов пудов превосходило нобелевские показатели. Столь грандиозный трест объединил в себе не только крупные производства, но, в первую очередь, талантливых и ярких предпринимателей, чьи имена известны чуть ли не каждому из нас. Как часто, говоря, к примеру, об Альфонсе Ротшильде, Маркусе Самуэле, Генри Детердинге, мы и не задумываемся о том, какую роль для этих людей сыграл Баку и его колоссальные нефтяные богатства. Появление Ротшильдов в бакинском нефтяном бизнесе в определенной мере можно считать неожиданным. Оно было связано со строительством железнодорожной ветви Баку-Батум. Впервые осуществить это на практике в конце 70-х годов прошлого столетия попытались промышленники Бунг и Палашковский. Однако резкое понижение цен на нефть в самом разгаре работ вынудило их оставить эту затею и поставило Бунга с Палашковским на грань банкротства. В самый критический момент спасение пришло от семьи, считавшейся наиболее влиятельной и могущественной в Европе, финансировавшей строительство многих европейских дорог. Барон Альфонс Ротшильд, взявшийся достроить дорогу, получил в обмен на это право льготное владение нефтяными предприятиями в Баку. Имея нефтеперерабатывающий завод на Адриатике, ротшильды стремились обеспечить его дешевым и доступным сырьем. Заем, предоставленный Ротшильдами, позволил уже к 1883 году достроить железнодорожную магистраль Баку-Батум. В 1886 году на базе Батумского нефтепромышленного и торгового общества (БНИТО) Бунге и Палашковского А.Ротшильд создает Каспийско-черноморское нефтепромышленное общество , вскоре ставшее второй по величине компанией Бакинского нефтяного района. Компания Ротшильда была образована, несмотря на дискриминационный императорский указ 1882 года, запрещавший евреям владение землей, а также ее аренду в той или иной форме. Барон Альфонс Ротшильд был настолько крупной и влиятельной фигурой, что на него этот указ распространиться не мог. О мощи А.Ротшильда свидетельствует хотя бы тот факт, что он единолично организовал выплату контрибуции Франции после ее поражения в войне с Пруссией в 1871 году. С образованием компании Ротшильдов в Баку Нобели почувствовали появление первого и очень серьезного конкурента. Переговоры о возможном объединении или слиянии ни к чему не привели: дальше дипломатичных заявлений и фраз о добрых намерениях дело не пошло. В то же время, как у тех, так и у других был еще более грозный соперник на европейских рынах - американский синдикат Стандард Ойл , руководимый Джоном Рокфеллером. Масштабы богатства, а самое главное, аппетиты этих компаний были настолько велики, что вероятность ефтяных войн за сферы влияния становилась все более реальной. К тому же фонтанирующие нефтью бакинские промыслы все более вынуждали крупнейших промышленных магнатов искать новые рынки сбыта. Но если Нобели контролировали российский рынок, вытеснив оттуда к 1880 годам Стандард Ойл , а Рокфеллер, в свою очередь, имел сильнейшие позиции в Европе, то положение Ротшильдов с каждым днем становилось все более затруднительным. Сулившая колоссальные барыши бакинская нефть, непрерывным потоком поступавшая по ротшильдовской железной дороге в Батум, грозила превратиться в мертвый груз для барона Ротшильда, принося к тому же немалые убытки. Ситуация складывалась критическая. И в этот момент на помощь, теперь уже самим Ротшильдам, приходит Фрэд Лэйн, одна из наиболее влиятельных, хотя и теневых фигур в нефтяном бизнесе старого Баку. Опытнейший лондонский брокер, прозванный темным Лэйном , выводит Ротшильдов на молодого, но довольно солидного предпринимателя Маркуса Самуэля. Кто бы мог предположить, что именно этот тандем Самуэля с Ротшильдами совершит своего рода переворот в нефтяном бизнесе? Маркус Самуэль, выходец из эмигрантской еврейской семьи, родившийся в 1853 году в лондонском Ист-Энде, сумел к 1880 году завоевать довольно прочное положение в Сити. Его отец , Маркус Самуэль-старший, начинал свою предпринимательскую деятельность, скупая антиквариат, редкие раковины, инкрустированные ракушками шкатулки и другие экзотические безделушки у возвращающихся из Индии британских моряков. В купеческом цензе 1851 года он упоминается как торговец раковинами , но впоследствии стал известен как экспортер тканей в страны Юго-Восточной Азии. В 1870 году, прослышав об огромных нефтяных богатствах Абшерона (Прим. - распространенное в Азербайджане написание полуострова, соответствующее азербайджанской транскрипции. В русском языке употребляется написание Апшерон - Скважина ), он приезжает в Баку. Только смерть помешала ему раскрыться в новом для него виде деловой деятельности. После смерти Маркуса Самуэля-старшего его сыновья Маркус и Самуэль продолжили дело отца, руководя компанией: старший - из Лондона, младший - из Йокогамы. Маркус Самуэль-младший преуспел намного более своего брата. И хотя своих самых ярких успехов он добился на нефтяном поприще, пристрастие к торговле антиквариатом сохранил на всю жизнь. В память об этом он назвал свою нефтяную фирму Шелл , что по-английски означает раковина , ракушка . Более того, став крупнейшим в мире поставщиком нефти, владельцем одного из самых мощных танкерных флотов, он каждому из своих кораблей давал названия различных морских раковин: Клам , Конч , Элакс , Коври . К моменту знакомства с Ротшильдами основным капиталом братьев Самуэлей были не столько денежные средства их предприятия, сколько широчайшая сеть знакомств, доверенных людей и компаньонов Маркуса Самуэля практически по всей Юго-Восточной Азии: в Калькутте и Сингапуре, Бангкоке и Маниле, Гонконге и Йокогаме… Молодость Маркуса Самуэлямладшего пришлась на период величайших технических открытий: пароходы все более вытесняли парусные суда, сеть телеграфных коммуникаций связала Лондон с Бомбеем, а затем покрыла Японию, Китай и даже Австралию. Бурно развивающаяся промышленность Азии испытывала острейшую нужду в топливе. В то же время в Батуме Ротшильды не могли найти места для хранения бакинской нефти, словно не знавшей конца и края. Само собой, необходимость Ротшильдов и Самуэлей друг в друге была огромна. Понимая, насколько важно в бизнесе умение быстро сориентироваться и принять решение, Маркус Самуэль с Фрэдом Лэйном совершают путешествие в Баку, чтобы воочию познакомиться с бакинскими промыслами. Самуэль знал, что во всех своих начинаниях, связанных с нефтью, ему придется столкнуться с жесточайшим сопротивлением Стандард Ойл . Чтобы как-то противостоять давлению американского синдиката, он, в первую очередь, ставит перед собой цель сократить транспортные расходы по перевозке нефти. Сделать это можно было двояким способом: увеличив объемы перевозок и уменьшив расстояния. Лишь в этом случае синдикат Рокфеллера не смог бы разорить потенциальных конкурентов путем обычного понижения цен. Однако только этого было недостаточно. Предвидя серьезную борьбу с американским трестом, Маркус Самуэль испытывал нужду в мощной финансовой поддержке, которую и оказала ему ротшильдовская компания. После долгих колебаний, опасаясь понижения цен на нефть, каспийско-черноморское нефтяное общество в 1891 году предоставило М.Самуэлю исключительное право на реализацию своей продукции в Азии сроком на 9 лет. Увидев в Баку нобелевские танкеры, М.Самуэль задается целью усовершенствовать нефтеналивные суда, сделав их более вместительными, а также осуществлять танкерами все перевозки в Юго-Восточную Азию, где в каждом порту он начинает строить терминалы и хранилища для нефти. Серьезным барьером на пути к этой цели явился Суэцкий канал. Открытый в 1869 году, он сокращал путь в Индию и Индокитайболее чем на 4 тыс. миль, но танкерам вход в Суэцкий канал был категорически воспрещен по причинам безопасности. Так, несколько раз были остановлены и отправлены обратно нефтяные баржи Стандард Ойл . Маркус Самуэль, проявив изрядную долю дерзости, пытается пробить своим судам путь через Суэц. Для этого ему пришлось применить несколько технических нововведений: впервые на его танкерах были использованы емкости, допускавшие увеличение или уменьшение объемов керосина в зависимости от изменений температуры, что снижало вероятности воспламенений или взрывов. В 1892 году танкер М.Самуэля под названием Мурекс совершил первый рейс, доставив четыре тысячи тонн бакинского керосина в Сингапур, минуя Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал и Аденский пролив. Этот прорыв был впоследствии назван видным исследователем Даниэлем Йергеном переворотом Маркуса Самуэля . Но не только технические усовершенствования помогли М.Самуэлю пробить себе путь через Суэцкий канал. Не последнюю роль в этом сыграла влиятельная английская ветвь Ротшильдов, увязавшая прохождение танкеров Самуэля через канал с государственными интересами Британии . Даже став совладельцем крупнейшего в мире треста, человек неуемной энергии, воли, предпринимательского таланта М.Самуэль не ограничивался чисто меркантильными интересами. Его интересовал не столько денежный, сколько, что называется, политический капитал. Он был, безусловно, тщеславен, но в плохом смысле этого слова. Еще до того, как совершить свой нефтяной переворот с Ротшильдами, он был избран алдерманом (членом городского управления) Лондона, что для выходца из не очень богатой семьи эмигрантов было немалым достижением. Однако, бурная неуемная деятельность не замедлила сказаться на здоровье М.Самуэля. Диагноз врачей, поставленный сорокалетнему Самуэлю в 1893 году, был неумолим: рак. Не более шести месяцев жизни, которые обещали ему врачи, растянулись на долгих 34 года. Вместе с тем, ему пришлось значительно поумерить свой предпринимательский азарт и в дальнейшем вестис вои дела вместе с компаньонами, в первую очередь, с братом и Фрэдом Лэйном. Путем объединения целого ряда торговых фирм Самуэлям удалось собрать необходимый капитал и создать к 18 октября 1897 года крупнейшую компанию под названием Шелл транспорт энд трэйдинг компани во главе с Маркусом Самуэлем и капиталом 1.800 фунтов стерлингов. Среди товаров, которыми торговала компания, первостепенное место занимали нефтепродукты, произведенные в Баку. Шелл транспорт энд трэйдинг компани располагала 30 океанскими танкерами, 31 собственным и 320 арендованными складами, начиная от Баку, Батума и до Шанхая, что позволяло ей бесперебойно снабжать абшеронской нефтью колоссальные регионы от Адена до Владивостока. Это было самое крупное британское предприятие в нефтяной индустрии города ветров (Прим. - так обычно в Азербайджане называют Баку - Скважина ). В целом же, в то время английскими предпринимателями контролировались 11% бакинских нефтепромыслов и приблизительно такой же процент добычи. Однако, конкурентная борьба между китами нефтяной индустрии не ослабевала ни на минуту. На российском рынке крупнейшим конкурентом Шелл оставалось Товарищество братьев Нобель , на мировых же рынках главным соперником Самуэлей по-прежнему являлся Стандард Ойл Джона Рокфеллера. Все это вынуждало братьев Маркуса и Самуэля искать новых партнеров как в самом Баку, так и за его пределами. ...В 1890 году в Голландской Индии (Индонезии) Дж.Б.Кеслером была открыта фирма Ройал Датч с уставным капиталом в 100 тысяч фунт ов стерлингов. Эту небольшую компанию должна была постигнуть участь многих предприятий, поглощенных Стандард Ойл . И когда фирма практически стояла на краю банкротства, в 1898 году положение спас компаньон Кеслера - малоизвестный тогда голландский служащий Генри Детердинг, которому удалось получить заем у парижской ветви Ротшильдов. Заручившись финансовой поддержкой Ротшильдов, Детердинг заключил в 1902 году соглашение с компанией Шелл , объединив усилия в борьбе с американским трестом. Это привело к слиянию двух торговых и нефтепромышленных фирм при неизменной финансовой поддержке Ротшильдов, а затем и к трехстороннему соглашению, по которому 27 июня 1902 года была создана компания Эйшиэтик Петролеум компани . Маркус Самуэль был назначен председателем компании, Генри Детердинг - директором-распорядителем. Общий капитал Эйшиэтик Петролеум компани на момент образования превысил 2 миллиона фунтов. Эта компания стала приносить колоссальные доходы, а нефтяная война со Стандард Ойл привела к еще более тесному сближению Г.Детердинга и братьев Самуэлей. Они в 1907 году объединились в крупнейший трест - Ройал Датч Шелл , 60% акций которого находилось в руках Ройал Датч , а 40% - у Шелл . Следует отметить, что более молодой и энергичный Генри Детердинг перевел главное правление компании из Гааги в Лондон и, став британским подданным, в дальнейшем во всех предприятиях фирмы представлял британские интересы. В 1921 году британское правительство присваивает ему дворянский титул. Пробивной парень , как отзывались о нем современники. Генри Детердинг стоял у руля Ройал Датч Шелл вплоть до 1936 года. В течение короткого отрезка времени трест Ройал Датч Шелл под его началом скупил акции таких крупных предприятий Баку, как компании Манташева, Шибаева, Московское нефтепромышленное общество , Соучастники , Кавказское нефтепромышленное общество , Общество Мазут , Уральско-Каспийское общество … Однако апогея своего могущества Ройал Датч Шелл достигает с приобретением в 1912 году у Ротшильдов крупнейшей бакинской компании - Каспийско-черноморского нефтяного общества . Интересная деталь: управляющим промыслами Каспийско-черноморского нефтяного общества долгое время работал Давид Ландау - отец крупнейшего физика Льва Давидовича Ландау, родившегося и выросшего в Баку. Входившие в состав Ройал Датч Шелл нефтепромышленные предприятия к 1914 году производили пятую часть добычи всей бывшей Российской империи. Цена на нефть в Баку в тот период неуклонно росла: от 15 копеек за пуд в 1910 году до 42,3 копейки в 1913 году и даже 82 копеек за пуд в 1915 году. Если принять во внимание, что только на бакинских промыслах производительность треста превысила в 1914 году 57 млн. пудов, то колоссальные прибыли Ройал Датч Шелл нетрудно подсчитать. Кстати, рубль в то время был весьма конкертируем: за 1 фунт стерлингов давали 9,5 рублей. Однако Первая мировая война, последовавшие затем революции и частая смена властей сильно пошатнули дела Ройал Датч Шелл , Товарищества братьев Нобель и других фирм. Индустриальный Баку стал местом ожесточенных политических баталий, социальных коллизий и конфликтов. Правда, в период Азербайджанской Демократической Республики были сделаны попытки к тому, чтобы восстановить контакты с крупными транснациональными трестами, однако истории было суждено распорядиться иначе. Сейчас, спустя 70 с лишним лет, многие из этих компаний вновь связывают свои планы и перспективы с Баку, предсказывая здесь новый нефтяной бум. Есть среди них и представители компании Шелл .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Ударно-канатное бурение

News image

При ударно-канатном способе бурение осуществляется за счет погружения в отверстие проволочного каната или троса, на конце которого находится тяжел...

Сегрегация нефти и газа

News image

Когда нефть попадает в ловушку, она вытесняет оттуда соленую воду, оставшуюся от древнего моря. Нефть всплывает на поверхность соленой воды с той же...

Многозабойное заканчивание скважины

News image

Многозабойное заканчивание — широкое понятие, относящееся к целому ряду технологий заканчивания скважин. В целом оно применимо к скважинам, проб...

Заканчивание с отсеканием воды и газа

News image

В целом нефтепереработчики стремятся получить как можно меньше других продуктов одновременно с нефтью. Вода до продажи должна быть отделена от сыр...

Схема расположения скважин

News image

Обычно скважины располагают в соответствии с какой-либо геометрической конфигурацией. Расстановка граничных скважин часто определяет расположение ...

Капитальный ремонт скважины

News image

Капитальный ремонт — самая большая ремонтная операция, которая иногда нужна для поддержания максимального уровня добычи нефти. Если, например, скв...

Нефтебизнес сегодня:

News image

ВОСТОК И СЕВЕР

ОСНОВНОЙ прирост экспортных мощностей и нефтедобычи ожидается на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Мощность первой...

News image

СТОИТ ЛИ НАПРЯГАТЬСЯ?

ВСЕЙ ОПЕК Россия по объемам добычи нефти, конечно, не соперник. Однако, как уже указывалось выше, по среднесуточной до...

News image

ПОВЕРИТЬ В REBCO

РОССИЙСКИЕ власти, инициировавшие создание Rebco, почему-то убеждены, что рыночные торги российской нефтью позволят со...

История нефтедобычи:

News image

Черное золото искали еще до революции

Изыскательские работы на нефть в ХМАО проводились в районе деревни Цингалы (сегодня эт о Ханты-Мансийский район). Скуп...

News image

Я нашел нефть. Вот так. Салманов

Имя молодого геолога Фармана Салманова, который и возглавлял первую экспедицию за тюменской нефтью, в 60-х стало извес...

News image

Нефтяной бизнес - страшный бизнес

Россихин Юрий Алексеевич (1940-1993), геолог. Окончил Томский ин-т (1963). Лаборант-коллектор Печорской, гл. геолог Ус...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Парижское эхо в Берлине

Кто же прикарманил миллионы Показания бывшего шефа французского нефтяного концерна Эльф Лоика Ле Флок-Прижана впо...

News image

Смертельное совпадение

Прокурор Ханты-Мансийска связал все заказные убийства в округе с нефтью, подписав тем самым себе смертельный приговор ...

News image

Незакрытый пуп Земли

Тревожит российские естественные монополии Эйфория от зарубежных капиталовложений в отечественные предприятия прошл...

Нефтебизнес и экология:

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

News image

Бомба под нефтяных магнатов

Идея создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорани...

News image

Нева тонет в мазуте

Самой полноводной реке Северо-Запада грозит экологическая катастрофа Невская, а точнее, ладожская вода по природе с...

Курсы валют