Балтийская трубопроводная система (БТС)

балтийская трубопроводная система (бтс)

Решение о строительстве единой Балтийской трубопроводной системы (БТС) было принято правительством РФ 16 октября 1997 года. Основное назначение БТС - экспорт нефти в страны Северной Европы с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также регионов Западной Сибири и Урало-Поволжья через новый терминал в Финском заливе. В перспективе через БТС возможен экспорт нефти из стран СНГ, в первую очередь - Казахстана. В том же 1997 году АК Транснефть подготовила Обоснование инвестиций в БТС , которое было рассмотрено Экспертным советом при правительстве Российской Федерации. В начале 1999 года компания Транснефть приступила к разработке проектно-сметной документации. Согласно заявлениям официальных представителей Минтопэнерго и компании Транснефть, решающим условием привлечения инвестиций в проект БТС являются гарантии объемов прокачки нефти по будущему трубопроводу. Проект строительства Балтийской трубопроводной системы предусматривает прокладку двух новых трубопроводов от поселка Харьяга (Ненецкий АО, Архангельская область) до города Усинска (Республика Коми) и от города Кириши до города Приморск и нефтеналивного терминала в Приморске (150 км от Санкт-Петербурга, северо-восточное побережье Финского залива). Запланирована также реконструкция участков действующих трубопроводов Усинск-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши. К существующим в настоящее время 1885 км нефтепроводов будут достроены еще 833 км. Таким образом, общая протяженность Балтийской трубопроводной системы составит 2 718 километров. Затраты на реализацию проекта оцениваются в $ 2 млрд. Проект планируется реализовать в два этапа. Первый - создание нового экспортного направления пропускной способностью 12 млн. тонн нефти в год на базе существующих нефтепроводов Харьяга-Усинск-Ухта-Ярославль-Кириши и строительство нового нефтепровода на участке Кириши-Финский залив. Второй этап - расширение пропускной способности БТС до 30 млн тонн в год. Начало строительства планируется на текущий год, завершение первого этапа - в 2000 году. Первый этап проекта оценивается в $ 500 млн. Из этой суммы затраты на строительство нефтепровода Кириши-Приморск составляют $280 млн., а возведение нефтеналивного терминала на берегу Финского залива - $220 млн. Проектная пропускная способность нового порта - 45 млн. тонн в год. Планируется, что порт включит в себя терминалы для перевалки сырой нефти мощностью до 30 млн. тонн в год (первая очередь - до 19 млн. тонн), нефтепродуктов - до 9 млн. тонн в год (4,5 млн. тонн), генеральных грузов - до 2,5 млн. тонн в год, а также сжиженного газа. Ожидается, что после окончания строительства БТС будет создано акционерное общество, которое будет являться собственником трубопроводной системы. При этом контрольный пакет АО сохранит за собой АК Транснефть. Координатором проекта является АК Транснефть . Участниками проекта являются следующие компании: 1. Транснефть (Россия) 2. Роснефть (Россия) 3. КомиТЭК (Россия) 4. Славнефть (Россия) 5. Conoco (США) 6. Williams (США) 7. British Gas (Великобритания) 8. Elf Neftegas(Франция) 9. Total (Франция) 10. Neste (Финляндия) В конце декабря 1998 года правительство Ленинградской области передало АК Транснефть право на проектно-изыскательские работы в районе строительства будущего нефтеналивного портового комплекса в Приморске (Выборгский район). 13 января 1999 года компании Транснефть и ЮКОС подписали протокол о намерениях, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество в процессе реализации проекта строительства Балтийской трубопроводной системы. Аналогичный протокол планируется подписать с некоторыми казахскими компаниями. В 1999 году Миннефтегазпром Казахстана выразил желание участвовать в проекте строительстве Балтийской трубопроводной системы. Во второй половине февраля 1999 года Министерством топлива и энергетики в правительство был внесен проект об увеличении инвестиционной составляющей (на 2 цента) на прокачку по магистральным трубопроводам АК Транснефть. По предложению было принято положительное решение. Новый тариф введен с 1 мая 1999 года. Дополнительно собранные ссумы пойдут целевым назначением на финансирование строительства Балтийской трубопроводной системы. В апреле 1999 года администрация Орловской области, Минтопэнерго РФ и АК Транснефть подписали соглашение о сотрудничестве, один из пунктов которого подразумевает привлечение региональной компании Орел-Ойл к строительству Балтийской трубопроводной системы. В мае нынешнего года Транснефть планирует начать проектно-изыскательские работы на месте строительства будущего нефтеналивного комплекса в Приморске. По последним данным, о своей готовности гарантировать прокачку нефти по БТС выразили следующие компании: ЮКОС , Славнефть , Роснефть , КомиТЭК , Сургутнефтегаз , British Gas и Total. Также имеются сведения, что Миннефтегаз Казахстана подтвердил поставку 5 млн. тонн нефти по Балтийской трубопроводной системе. Во второй половине апреля 1999 года вице-премьер российского правительства Владимир Булгак заявил, что правительство будет всячески поддерживать строительство Балтийской трубопроводной системы . В июне 1999 года представители компаний Транснефть и финской Neste обсудили концепцию строительства спаренных портов (в российском городе Приморск и финском Порвоо), создание которых планируется в рамках проекта БТС. Представители Транснефти заявили, что считают возможным участие финской компании в реализации проекта БТС при условии дальнейшего развития строительства в направлении порта Порвоо. В начале июня руководство Транснефти заявило, что итоги тендера на определение подрядчика строительства трубопровода Кириши-Приморск в рамках БТС должны быть подведены в конце июня. Было также сообщено, что в конце июня Транснефть планирует подписать соглашение в ЕБРР, который выразил готовность участвовать в реализации проекта БТС в качестве инвестора. В июне российские СМИ со ссылкой на бывшего тогда президентом Транснефти Дмитрия Савельева сообщили, что на тот момент выработана вся техническая документация по БТС, утверждено ТЭО проекта, получены землеотводы и завезены трубы для реализации первого этапа проекта. По словам Савельева, к проекту проявила интерес и финская Fortum. По мнению Савельева, ввод в эксплуатацию БТС позволит России ежегодно экономить на разнице тарифов более $200 млн. ежегодно. В конце июня 1999 года советник премьер-министар по вопросам ТЭК Сергей Чижов, комментируя процесс реализации проекта БТС, заявил СМИ, что Министерство топлива и энергетики потеряло заинтересованность в проектах АК Транснефть . Не состоялся тендер по определению подрядчика строительства линейной части трубопровода Кириши-Приморск, так как назначенный на пост министра топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный свернул все работы в этом направлении. В конце июня президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что возглавляемая им компания не разделает подход Транснефти к формированию консорциума по строительству БТС. По его словам, Транснефть должна выступать только в качестве оператора по эксплуатации БТС, а не являться одним из акционеров консорциума. В начале июля министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный заявил, что состав участников консорциума для реализации проекта БТС, очевидно, будет определен в течение ближайших 10 дней. Он заявил, что рассматривается два варианта организации консорциума: в первом случае Транснефть может выступать только оператором проекта, во втором - может являться участником консорциума. В начале июля президент Транснефти Дмитрий Савельев сообщил на пресс-конференции, что нефтяные компании считают целесообразным увеличение доли частных компаний при формировании консорциума по БТС, а Транснефть должна выступать только в роли оператора по эксплуатации трубопровода. По его словам, Мингосимущества рассматривает другой вариант формирования консорциума: на первом этапе консорциум должен быть сформирован с минимальным уставным капиталом, который бы полностью принадлежал государству. Затем через увеличение уставного капитала войти в состав консорциума могут и частные компании. Он также сообщил, что итоги тендера на строительство нефтепровода Кириши-Приморск должны быть подведены к августу 1999 года. В начале августа Минтоп выступил с официальным заявлением о том, что министерство намерено ускорить реализацию проекта БТС. Согласно официальному заявлению, до мая 1999 года проблемы БТС решались непрофессионально. По поручению В.Калюжного 14 июля 1999 года совет директоров АК Транснефть рассмотрел вопрос о создании ОАО БТС и поручил АО Верхневолжские магистральные нефтепроводы зарегистрировать в Приморске предприятие. Согласно программе Минтопэнерго, к 1 сентября будет зарегистрировано ОАО БТС , а к 1 января 2000 года - определен полный состав акционеров общества и заключен договор акционеров по строительству БТС. В середине августа было сообщено, что в октябре 1999 года Транснефть приступит к строительству БТС, а 75% акций одноименного ОАО должны принадлежать государству. Во второй половине августа Транснефть зарегистрировала в Приморске ЗАО БТС со 100%-ным государственным капиталом. При этом ожидается, что 25% будут позже проданы частным нефтяным компаниям, 75% акций будут закреплены за государством. В сентябре стало известно, что Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) не утвердила предложенный Минтопэнерго проект по контролю и учету за использованием инвестиционного тарифа для БТС. Минтоп предлагал аккумулировать средства для БТС в инвестиционном фонде, но у ФЭК появилось много вопросов по самому инвестиционному тарифу. В том же месяце Транснефть заявила о том, что рассматривает в качестве потенциальных партнеров по проекту БТС американские компании Conoco и Williams, а также английскую British Gas и французскую Total. В первой половине сентября Fortum заявила о том, что рассматривает возможность организации параллельного российскому консорциума для реализации проекта БТС на территории Финляндии. В то же время представитель Минтопа РФ заявил, что строительство БТС не будет начато в октябре 1999 года, так как экспертиза ТЭО проекта будет завершена только до конца 1999 года. В сентябре 1999 года Fortum предложил рассмотреть возможность подключения к проекту БТС порта в Порвоо. Терминальные и перерабатывающие мощности в Порвоо способны принять до 15 млн. тонн сырья в год. Проектная мощность первой очереди Приморского нефтеналивного терминала - 19 млн. тонн нефти в год. В конце сентября представители ЛУКОЙЛа заявили, что компания будет добиваться рассмотрения в суде иска о признании недействительным постановления Правительства РФ О финансировании строительства Балтийской трубопроводной системы в 1999 году . Это постановление (#467) было принято 30 апреля и ввело дополнительный тариф ($1,43) с целью сбора средств для финансирования строительства БТС. Однако ЛУКОЙЛ посчитал, что взимание дополнительного тарифа должно быть не обязательным, а добровольным. Мнение ЛУКОЙЛа разделили ТНК и Сибнефть . Компании подали иск в Тюменский народный суд. Уже в начале октября президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил журналистам, что компания готова войти в число акционеров БТС только при условии соблюдения пропорций инвестиций и последующих квот на прокачку нефти. В то же время новый президент АК Транснефть Семен Вайншток заявил, что ЛУКОЙЛ отозвал свой иск к правительству России о неправомочности взимания дополнительного инвестиционного тарифа для строительства БТС. В начале октября министр топлива и энергетики Виктор Калюжный заявил журналистам, что проект БТС остается приоритетным для России. На состоявшейся накануне пресс-конференции министра встрече Калюжного с председателем правительства Владимиром Путиным былорешено, что средства, собранные под проект БТС должны использоваться исключительно по назначению (ранее сообщалось, что средства для БТС могут быть направлены для финансирования обходного трубопровода вокруг Чечни). Вместе с тем, министр не смог назвать конкретных сроков начала строительства БТС, сославшись на проблемы со сметной документацией. В начале же октября губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов заявил, что строительство БТС нецелесообразно , так как строительство трубопровода до Приморска потребует прокладки 2,5 тыс. км, в то время как проект Северные ворота предполагает строительство 200 км до терминала в Варандее. Во второй половине октября Транснефть направила в правительство проект постановления о гарантиях предоставления нефтяным компаниям доли в консорциуме по проекту БТС. В то же время Минтранс и Минтопэнерго РФ приняли совместное решение о начале строительства БТС и нефтеналивного терминала в Приморске в первом квартале 2000 года. Строительство первой очереди нефтеналивного терминала в Приморске мощностью перекачки 12 млн. тонн экспортной нефти в год должно завершиться в 2001 году. Кроме того, в бухте Батарейная ведется строительство нового порта по экспорту 15 млн. тонн в год светлых нефтепродуктов. В начале ноября ЛУКОЙЛ заявил о своем намерении активно поддерживать проект строительства БТС м участвовать в нем. Причем строительство компанией Варандейского терминала не помешает планам ЛУКОЙЛа в отношении БТС - заявил президент холдинга Вагит Алекперов. В конце декабря 1999 года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков сообщил журналистам, что проект БТС практически прошел экологическую экспертизу Министерства природных ресурсов РФ.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Оборудование и методы добычи нефти:

Другие возвратно-поступательные насосы

News image

Качалки используются более чем на 99% всех скважин, оборудованных штанговыми насосами, тем не менее существует ряд других установок для штанговых на...

Механизированная добыча

News image

Механизированная добыча (механизированный лифт) применяется в тех случаях, когда давление в нефтяном коллекторе снижается настолько, что уже не може...

Сегрегация нефти и газа

News image

Когда нефть попадает в ловушку, она вытесняет оттуда соленую воду, оставшуюся от древнего моря. Нефть всплывает на поверхность соленой воды с той же...

Достоинства и недостатки штангового насоса

News image

Достоинства Штанговый насос используется достаточно часто и хорошо знаком большей части персонала, занятого эксплуатацией и техническим обслужи...

Роторные установки

News image

Сравнительно новой для нефтяной промышленности насосной системой является насос с поступательным движением полости. Такой насос состоит из ротора из...

Скважинный узел

News image

В типовом монтаже электрического погружного насоса внутрискважинное оборудование состоит из электромотора, многоступенчатого центробежного насоса ...

Нефтебизнес сегодня:

News image

МОСКВИЧАМ НЕ ПОВЕЗЛО

ОТМЕТИМ, что в смысле происхождения топлива больше всех повезло жителям Санкт-Петербурга и, как ни странно, мурманчана...

News image

Транспортные узлы

И у России, и у Казахстана есть схожая проблема: существующие транспортные мощности не могут обеспечить растущую добыч...

News image

ЗАПРЕТОВ БОЛЬШЕ НЕТ

ЗА ПОСЛЕДНИЕ несколько лет Газпром сожрал всех более или менее крупных независимых производителей газа. Он сам назыв...

История нефтедобычи:

News image

Первопроходцы

Фарман Салманов сказал: Вы будете нашим передовым отрядом - молодые, знающие, веселые . И за ним пошли Первопроходцы....

News image

Как я снимал сливки с черного золота

Наша газета, как и другие, тогда много писала об этом событии. А фоторепортеру Известий Виктору Ахломову довелось чу...

News image

Наиболее яркие страницы истории поисково-раведочных работ в Китае и бывшем СССР

Тот, кто видит обе строны явления, одарен светлым умом, а видящий только одну, блуждает в потемках Мао Китай с...

Нефтебизнес и криминал:

News image

Банда, не способная заниматься честным бизнесом

Российский большой бизнес действует по своим особым правилам. Если какой-то рыночный конкурент вам угрожает, вы можете...

News image

Бездонная труба

Тайна окутывает ход сделки дочерней компании Альфа-групп Crown Resources по приобретению у Марка Рича трейдинговой к...

News image

Зачем Роснефти чеченская нефть?

Этот вопрос возникает не случайно. Масштабы добычи нефти в Чечне несоизмеримо малы по сравнению с теми объемами, котор...

Нефтебизнес и экология:

News image

На сибирских нефтепромыслах дохнут даже бактерии

Вчера голландская консалтинговая компания IWACO опубликовала доклад об экологических проблемах Западной Сибири. Экспер...

News image

Наш Самотлор

Мазутная река, протекает по деревне Подъячево Дмитровского района. А крыша, с которой корреспонденты обозревали масшта...

News image

Серые киты против черной нефти

За гибель природы никто платить не хочет На Сахалинском шельфе закончила работу межведомственная комиссия, представ...

Курсы валют